Оригинал взят у
papandopola в
Особняк фон Дервиза...Опять посчастливилось в нём побывать... На этот раз более продуктивно :)
Прошлым летом я уже немного писал про него (
http://community.livejournal.com/moya_moskva/528696.html ) и даже выкладывал фотографии, которые сделал второпях... Сейчас же мне удалось по-дольше в побывать в нём и попытаться запечатлеть самые красивые части интерьера... К сожалению у меня пока нет широкоугольного объектива, который позволил бы показать общие виды комнат и залов, поэтому из-за ограниченности пространства пришлось довольствоваться тем, что получилось... Добавим к этому сложные условия съёмки и полумрак...
Начну с истории...
Не буду вдаваться в историю рода "фон дерВизов", начну сразу с наиболее известного - Павла Григорьевича фон Дервиза (1826-1881). Он был один из первых крупных деятелей в области железнодорожного строительства.
Действительный статский советник. В 1847-57 служил в Сенате и Военном министерстве по провиантскому департаменту. Выйдя в отставку, переехал в Москву, где стал секретарём и членом правления общества Московско-Саратовской железной дороги. В 1863 возглавил правление общества Московско-Рязанской железной дороги, получил государственную концессию на её строительство на выгодных условиях. Жил в Москве в доме правления Рязано-Козловской железной дороги на Каланчёвской улице. В 1868, заработав многомиллионное состояние, отошёл от дел, уехал за границу, жил в Ницце и Лугано. В 1874-76 основал и построил в Москве на свои средства детскую больницу Святого Владимира (в 1922 переименована в детскую клиническую больницу № 2 имени И.В. Русакова, с 1991 носит прежнее название; Рубцовско-Дворцовая улица, 1/3).
табличка перед кабинетов Иосифьяна. Сейчас в нём никого нет
Его сын Сергей Павлович фон Дервиз (годы рождения и смерти не известны), действительный статский советник, землевладелец, владелец рудника «Инзер» на Урале. Предводитель дворянства Спасского уезда Рязанской губернии. С 1903 почётный попечитель женской гимназии имени В.П.фон Дервиз (вместе с братом Павлом Павловичем). Почётный член Московского отделения Русского музыкального общества. Приобрёл орган для Большого зала Московской консерватории. С 1886 жил в особняке на Садовой-Черногрязской улице (д. 6).
Вот, что написано об этом доме в Энциклопедии Москвы: Дом Дервиза, Садовая-Черногрязская, 6. Выстроенный для С.П. фон Дервиза в 1886 на территории усадьбы XVIII в. особняк дворцового типа стоит со значительным отступом от улицы, на парадном дворе. Сравнительно небольшой, дом очень внушителен, что достигается использованием в его архитектуре композиционных приёмов и декоративных деталей в духе зодчества итальянского Ренессанса, характерных для одного из направлений эклектики, редкого в Москве. Центральная часть здания выделена ризалитом с крупным крыльцом, по сторонам которого устроены пандусы для въезда. На них поставлены светильники в виде женских фигур. Фасады облицованы гранитом и покрыты крупным рустом с львиными масками во втором этаже. Над тяжёлым карнизом поставлены тумбы с вазонами. Отделка интерьеров (одна из наиболее ранних работ Ф.О. Шехтеля) крайне представительна - золочёная лепнина стен и потолков сочетается с живописными панно. В 1888-89 здание было увеличено пристройкой (Шехтель), в 1911-12 по линии улицы была установлена высокая каменная ограда (архитектор Н.Н. Чернецов).
В 1904 году С.П. фон Дервиз продаёт этот особняк потомственному дворянину Л.К.Зубаловую, сыну миллионера-нефтепромышленника, владельца нефтяных промыслов в Баку. И в 1911 по его указанию была воздвигнута массивная высокая ограда. По одной версии, чтобы укрыться от любопытных взглядов прохожих и уличного шума, по другой - напуганный событиями 1905 года, Зубалов уехал из Москвы и, возвратившись в 1909 г., попросил у городской управы разрешения построить стену, которая отгородила бы его владения от улицы.
Очень интересный "безключный" сейф. Как-то по-хитрому открывается
Однако уже в 1918 году, жена Зубалова - Ольга Ивановна передает этот особняк Румянцевскому музею и дом официально становится филиалом Румянцевского музея.
Надо скачать, что Иосифьян выбрал себе в качестве кабинета, пожалуй, самую лучшую комнату. Такое обилие голых женщин можно встретить только в его кабинете
В 1920 году в здании размещается особое техническое бюро ВСНХ (Высший совет народного хозяйства), а познее НИИ-20. При этом художественные красоты не пострадали. НИИ-20 в сентябре 1941 года был эвакуирован из Москвы. И здание было передано ВНИИЭМ, которым руководил А.Г.Иосифьян с 1941 по 1993 гг. Руководство ВНИИЭМ и поныне располагается в дома, красота которого охраняется государством.
Витражи... Насколько я знаю некоторые из них сейчас на реставрации
Дверь в шкаф
Женские бюсты из дерева по краям дивана
Собственно бюст самого Иосифьяна...
Пирсидский ковер возрастом более 200 лет. Какая-то арабская делегация, увидев ковёр, предлагала очень большие деньги за него...
Люстра в холле... Везде разные...
И на стене...
Самы красивый витраж с родовым гербом фон Дервизов на пролёте главной лестницы
А это уже комната-сейф. Она расположена в правой пристройке дома. Сейфом она называется из-за мощных и тяжелых входных дверей и таких же окон. Видимо, чтобы никто не влез.
А на фотографии единственный оставшийся дейвствующий камин из чёрного мрамора
Фигурки по краям камина...
Герб фон Дервизов можно найти практически везде... В данном случае на камине
Главная лестница из белого мрамора. Ведёт на второй этаж
Камин на втором этаже. Заглушка с гербом
Потолок
И это потолок
Красивейшие гобелены на стенах
Герб на ограде лестницы
Люста в зале заседаний. Выполнена из богемского хрусталя. Во время реконструкций маляры пытались украсть хрустальные части. Некоторые безвозвратно потеряны
Это вообще один из красивейших залов. Украшены стены и потолки
Край камина
Заглушка в камине. Здесь не бывает плоских поверхностей
Самы красивый камин. Из красного мрамора
Наверное таким был идеал женщины в то время
А это уже чайна комната с атриумом. Правда сейчас лежит снег и всей красоты не видно
Вот такая вот софа перед чайным столом
Мраморный стол
Диван с какими-то японскими мотивами
Фонари у подъезда. Их ещё можно увидеть в советском фильме "Праздник святого Йоргена" 1930 года
Гриффоны на стенах
Вазы на крыше. Внешнее убранство значительно беднее