Apr 03, 2011 18:56
В каком-то смысле «Трехгрошовая опера» - это типичный спектакль московского театрального мэйн-стрима. В смысле того, чем передовые создатели пытаются привлечь публику.
Сразу скажу, спектакль нам не понравился. Его поставил Кирилл Серебренников - светлая надежда московской и российской сцены. Я не поленился посмотреть рецензии на спектакль профессиональных критиков из уважаемых газет. Критики переживают за Серебренникова, стараются его не ругать. Основной мотив: «Но ведь не так плохо же, господа, все-таки оригинально. Да и премьера еще, трудно судить… Может, разыграются?»
Серебренников - человек, безусловно, талантливый. Ему сорок лет, он с блеском закончил физический (!) факультет Университета в Ростве-на-Дону, из студенческого театра стремительно перешел в профессиональный. С 1991 года поставил 28 спектаклей на разных площадках, снял 6 полнометражных фильмов, в одном только МХТ им. Чехова - восемь постановок за восемь лет. Худрук театра Олег Табаков его по-отечески любит, связывает с ним надежды…
(Продолжить)Спектакль не понравился, но нельзя сказать, чтобы все три отделении мы ломали скулы в зевоте, на сцене то и дело происходило что-то забавное, разные неожиданные фокусы и трюки: то Мэкки Найфа (К. Хабенский) в стеклянный аквариум посадят и заставят говорить текст в дырочку у пола, то прицепят ему на лоб видеокамеру и проецируют то, что видит объектив, на задник, то вдруг над сценой начинает мотать пенопластовый башкой гигантской динозавр. И все, в общем, молодо, задорно… А чего стоит антракт между вторым и третьим актом, когда проходы в зале вдруг заполняют лондонские нищие и, превратившись, кто в десантника без ноги, кто в погорельца с плакатиком, начинают выпрашивать у зрителей десятку, банан, или хотя бы бутылку воды. Мы искренне веселились. Но в целом…
Брехтовская пьеса - это протест против нарастающей буржуазности мира. Его герои - грабители и попрошайки, люди обаятельные и веселые, со своим кодексом лихости и благородства. Блестящие Мэкки Ножи - это Караченцев, Андрей Миронов, младший Райкин, Николай Фоменко. А у Хабенского с Серебренниковым… Какие-то суетливые заигрывания с миром гламура, желание во что бы то ни стало понравиться капризной, избалованной, бессмысленной тусовке.
К третьему акту в зале осталась примерно треть зрителей. Но те, кто остался, устроили пусть жиденькую, но гордую овацию. В знак поддержки новаторства и нонконформизма создателей - а как же, со сцены великого МХАТа актеры матом разговаривали!
В зале было много молодежи, на мой взгляд, приезжей. Смотрели с интересом и неравнодушно, было много хороших лиц, пришли, так сказать, чтобы приобщиться, понять… А мне, скажу честно, было их просто жаль. Потому что видят они не настоящий театр, а какие-то кривляния. Их бы к Додину, в Питерский МДТ!.. Там каждые пятнадцать минут действия насыщены парадоксальными режиссерскими находками больше, чем трехчасовые опусы Серебренникова или Туминаса, но у Додина все не просто так, все о Добре и Зле, все укладывается в концепцию и подчинено идее, все со страстью, а здесь… Тьфу!..
Короче, две с половиной звезды. Я бы вообще не ходил.