В своей забавной книге Gnostic Mysteries of Sex: Sophia the Wild One and Erotic Christianity Тобиас Чертон исследует тайные "силы сексуального
гнозиса", эрософию, сексуальную метафизику и соответствующие практики еретических сообществ древности. А также занимает поиском следов,
отпечатков гностического мировоззрения в мировой культуре и даже в масскульте современности. Кроме всего прочего, он как бы между делом
бросает читателю несколько весьма дерзких намеков на то, что нынешний, коммерциализированный до сувенирно-букетного праздник - день св.
Валентина может быть связан вовсе не с неопределенным католическим святым, венчающим у тихой рощи юные сердца, а может быть даже и
однополые пары. А с фигурой совсем другого Валентина, основателя одного из крупнейших течений в гностицизме. Не вполне ясна суть этой
взаимосвязи -- архетипическая ли рифма на уровне бессознательных ассоциаций? Или же и в самом деле за введением в сознание широких народных масс праздника романтической любви стоят коварные инициативы гностически ориентированных, герметических тайных обществ? :))
Валентин, античный философ, египтянин обучавшийся в Александрии, однажды чуть не стал христианским епископом в Риме, однако был отлучен от церкви (или же покинул ее лоно по своей инициативе). Основатель гностической школы со множеством последователей и ответвлений. Такие известные валентиниане как Птолемей, Гераклеон, Марк-жрец, Колобрас, Вардесан и Секунд распространяли идеи Валентина, развивали их, пропуская учение через призму своего сознания, и порой кардинально видоизменяя. Например, возвращаясь к распространенной(а приписываемой почти всем
гностическим системам) идее дуализма, которая самому Валентину с высокой долей вероятности, свойственна не была. Терминологическая и доктринальная мутота, разноголосица т.наз. валентинианского движения, как и недостаток сохранившихся документов сводят практически к нулю попытки хоть сколь нибудь объективного рассмотрения феномена. Фактически до нас дошли лишь какие-то фрагменты. Из относительно недавно найденных, например, вероятно принадлежащее этой школе "Валентинианское объяснение", и, возможно также "Евангелие Истины" из кодексов библиотеки Наг-Хаммади. Потому волей-неволей любой интересующийся темой вынужден обращатся к предвзятым, ангажированным мнениям и свидетельствам отцов-ересиологов.
Например, Ипполит II утверждал, что "Валентин, Гераклеон и Птолемей и вся их школа" ученики Платона и Пифагора и ни в малейшей степени - Христа.
Иреней и Ипполит обвиняли Валентина (как и Симона Мага) в приверженности магии чисел, пифагорейском числовом символизме. С той лишь разницей, что по Ипполиту началом всего у Валентина является Единое, которое содержит в себе бесконечное множество чисел, порождая их последовательно как отец, т.е. учение в сути своей монистично. Иреней же утверждал,что в основе валентинианской системы лежит метафизический дуализм: из взаимодействия противоположностей - Монады и Диады, чета и нечета, возникают все остальные числа, читай - силы\Эоны. Первичная диада посредством эманации производит двоицу, эти четверо вместе порождают далее еще две диады "сигизии", образуя с ними огдогаду. От последней двоицы происходит 22 силы, итого образуется 30 эонов, которые все вместе и составляют Полноту т.е. Плерому. Последний из Эонов - София загорается страстью познать величие Отца, тем самым выпадает из гармоничной Плеромы. Она становится матерью всего сущего, а именно - Христа(духовного начала), Демиурга(душевного, животного) создателя видимого мира и Диавола, который в свою очередь является основой грубой, низшей материи. Иреней утверждает, что валентиниане якобы верили также (видимо, по принципу подобия) в существование трех типов душ, что интересно - не трех начал в одном существе духовное-душевное-материальное, но трех классов душ. А именно Сиф(духовных, т.н. пневматиков), Авель(животных, душевных, разумных) и Каин(материальных, неразумных) принадлежность отдельного сознания к одному из видов говорит о его способности или же неспособности к восприятию и познанию духовного.
Казалось бы, каким боком все эти муторные, через несколько сломанных телефонов переданные концепции к нынешнему празднику любви и телесной романтики? Чертон в своей веселой книге грудью встает за любимых гностиков, защищая их от "заблуждавшихся" классиков ересиологии(Иренея,
Ипполита, Тертуллиана, Климента, Евсевия Кессарийского и прю) и некоторых современных исследователей особенно по части упоминаемых теми сексуальных бесчинств, дикого, а подчас и ритуализированного при этом - разврата, якобы имевшего место в гностических сектах. Т.е. автор уверен, что в серьезных философских сообществах таких вульгарных эксцесов - по крайней мере массово - не случалось, а если и было нечто, что могло дать
повод для кривотолков, то безусловно эти мистерии несли высший Сакральный Смысл, недоступный профанам и потому неверно толкуемый ими. С другой стороны он оспаривает непреложность ставшего притчей во языцех гностического энкратизма, утверждая, что отторжение и гадливость гностиков по отношению ко всему плотскому сильно преувеличена. Точнее он делит ранний гностицизм на две ветви: энкратическую(вину за распространение антижизненных идей возлагая на балканских богомилов) и эротически-агапо-софийную. К последней Чертон относит Валентинианство, транслировавшее, якобы, очень специальное отношение к браку и сексуальности в целом.
Интересна, например, валентинианская концепция духовного семени. Согласно которой, в отдельно взятом сознании покоятся в спящем, зачаточном состоянии семена Логоса. Когда семя пробуждается к жизни, к росту в отдельно взятой душе просыпается страсть к познанию Бога, ибо это семя само по себе есть искра страсти, любовного - в своей сути - томления частички света по самому Свету. И духовное совершенствование - и есть процесс взращивание этого семени. Однако, все это касается духовных людей, пневматиков. Душевным людям сие высокое духовное искусство не доступно и потому им предписывается довольствоваться добродетельной скромной жизнью, практиковать сдержанность во всем, приобретать "хорошее понимание" религиозных истин. Собственно, душевным и рекомендуется сексуальное воздержание. Духовным же любовные земные отношения никак повредить не могут и более того, якобы, сексуальные отношения могут стать одним из средств совершенствования, взращивания того самого духовного семени. Сама София не может войти в Плерому, не сочетавшись браком со Спасителем. Так и земной брак существ пневматичных есть в некотором роде символ и предчуствие того небесного Брака. Да и все наше существование является следствием того, что София горит старстью гносиса к "неведомому Отцу" и от того мы все имеем то, что имеем, живём одним словом, что с гностической точки зрения - так себе удовольствие, но тем не менее. При этом и утешительная весть о грядущем спасении окололюбовна - это концепция "брачного пира": когда в конце времен души (избранные, пневматичные ессно) пройдя через эволюционное очищение и пробуждение ото сна материальности вступят в брак со Светом. По валентиниански - Христос, сам будучи воплощенным Логосом, возжигает искру до того спящего духовного семени, пробуждая Логос в отдельно взятой душе и этим освобождая ее от [необходимости?] существования.
Таким образом, чаяния пневматиков будут реализованы по завершении существования грубоматериального мира. Тогда темные души совлекутся со Тьмою, а светлые пневматики, сбросив с себя собственно оболочки-души, и сами став духовными Эонами, вступят в духовные вечные браки с Ангелами (или - с изначальными Эонами?), так совершая обратное восхождение(возвращение) частичек света к Свету. И будет всеобщий брачный пир всех спасенных. И так закончится окончательное вызволение падшей (по любви же!) в творческие искания и как следствие - в материальность Софии. Такой вот валентинианский взгляд на бытие как на полный приключений, мрачных и печальных историй прыжок из любви в любовь из Начала в Начало.
А тот, кто тащит своей бабе 14го февраля букет и флакон J'adore Dior невольным образом вовлекается в символическую мистерию. :)
Т. Чертон Гностические мистерии плотской любви
Ю Николаев (Ю.Н. Данзас\мон.Юстина) В поисках Божества
М. Э. Поснов Западные гностики. Валентин, Валентинианство
http://mstud.org/library/p/posnov/gnosticism/b_1.htmИреней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания
https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/Тертуллиан. Против Валентиниан
http://www.odinblago.ru/tertulian_4/2Климент Александрийский Строматы
https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty/Ипполит Римский Опровержение всех ересей
https://knigogid.ru/books/69966-ippolit-rimskiy-tvoreniya/toreadРусская апокрифическая студия
http://apokrif.fullweb.ru/