Вчера Президент Беларуси Александр Лукашенко поздравил Хаге Гейнгоба с переизбранием на пост Президента Намибии. Это наверное самое важное, что сделал Александр Лукашенко вчера, поэтому попробуем чуть подробнее остановиться на вопросе Намибии, не спешите закрывать пост, дочитайте до конца.
Итак, Намибия, дружественное нам государство на юге Африки, 129-е место в мире по индексу человеческого развития, населения примерно как в Минской области, страна не самая бедная по африканским меркам, но в целом конечно до благополучия там далеко. Свою независимость Намибия получила в 1990-м году, чуть раньше Беларуси, после затяжной двадцатилетней войны, в подробности которой пускаться не будем, там все крайне запутанно. Но просто отметим, что впервые народ Намибии задекларировал стремление к независимости в 1960-м, а получил только 30 лет спустя, через кровавые конфликты, многочисленные жертвы, в общем, достался суверенитет им очень трудно.
Намибия в отличие от Беларуси имеет выход к морю, тут им повезло. И как ни странно, является членом таможенного союза. Причем намного дольше чем мы, как получили независимость, так сразу и вошли в Южноафриканский таможенный союз. Кроме того входит еще в ряд организаций и вообще проводит политику, направленную на усиление интеграционных процессов в регионе. Я вот пока это все вычитывал, проникся большой любовью и уважением к народу Намибии, да придет на их земли процветание и гармония!
Но есть радикальное отличие Беларуси от Намибии. И нет, это не цвет кожи населения или вероисповедание. У них там к слову 90% христиане, хотя и лютеранской церкви. 17% католиков, что опять же на нас похоже. А различие в том, что несмотря на все трудности, которые народ Намибии переносит и на любую экономическую ситуацию в стране, даже вопроса не стоит о том, что переизбранный Президент Хаге Гейнгоба может кому-то сдать или не сдать суверенитет страны. Ни бывшей метрополии, ни ЮАР, в чей состав когда-то входили, ни более развитой дружественной соседней Ботсване, ни воинственной Анголе, чье население раз так в 10 больше. То есть не то что он не сдает, но даже сама постановка вопроса: сдаст или не сдаст не приходит никому в голову, потому что это совершенно само собой разумеется, что никакой Президент не может это решить за народ Намибии да и сам такой вопрос в принципе невозможен.
И теперь переносимся из саванн жаркой Африки на нашу белорусскую землю и остываем. Потому что основной вопрос, который занимает белорусов последние так полгода: сдаст или не сдаст. Подпишет или не подпишет. Все конечно сходятся в том, что не подпишет, потому что ему это не выгодно. А значит не сдаст. А значит, является гарантом суверенитета и независимости, если бы не он, то уже бы все. И вот именно тут и кроется самая главная угроза суверенитету. В том, что один человек, пока ему это выгодно, принимает решение не сдавать суверенитет, но в принципе, если его личная выгода изменится, запросто и сдаст, имеет все к тому возможности. А если не дай бог сменится и его преемник будет более договороспособным для кого-то из соседей (не будем показывать пальцем)? То что тогда?
И вот получается такая ситуация: ни прошлое в составе другого государства, ни недавнее по историческим меркам получение независимости, ни экономические проблемы, ни более мощные в военном плане соседи, ни даже таможенный союз не являются угрозой для суверенитета Намибии. В то же время ни экономический рост, ни боеспособные вооруженные силы, ни многовекторная политика и донорство стабильности в регионе не являются гарантиями сохранения суверенитета Беларуси. Гарантией является только слово одного единственного человека, которым он может распоряжаться по собственному усмотрению и надежда на то, что он пока не передумает, а там посмотрим.
Поэтому да, права наша пятая колонка™ в том, что угроза независимости есть. И она не в России, не в Польше и не в экономических сложностях. Она внутри самой Беларуси, в ее вывернутом наизнанку государственном устройстве, полностью завязанном на одного человека, его умениях, навыках и стремлениях. Хотим мы укрепить и обезопасить суверенитет, значит придется так или иначе от этого устройства "доказавшего свою эффективность" отказываться, выстраивать систему управления хотя бы как в Намибии и уже на этой основе выстраивать отношения с соседними странами и межгосударственными образованиями. Нет другого пути, потому что БЕЛАРУСЬ У НАС ОДНА!