Всех жалко. Несчастная учительница с затравленными глазами и 35-летним стажем. С мизерной зарплатой, больной мамой, кучей бумажной работы, социальной нагрузкой и грядущими выборами. Несчастный пацан, которого вся страна полощет, к которому родители не сумели, а учителя не захотели найти подход. Сейчас сидит в милиции и дает объяснения дядям в форме непонятно о чем. О том, что ребенок он живой, бегающий, смеющийся и озорничающий, а взрослые только умеют орать и угрожать? Несчастные милиционеры, которые должны это все оформить в виде протоколов.. о чем?! Преступление века! И одновременно закрывать глаза на мат учителя, хотя по всем законам Беларуси это 15 суток. Жалко директрису, которая вроде как неплохо справлялась с вверенным ей бедламом на две тысячи учеников, удвоенное количество родителей и тремя десятками учительниц из начала абзаца.
Жалко "губернатора", который понятия не имел о существовании школы с таким номером, а теперь у него возле уха пули свистят. Жалко правительство, которое "описалось" и стоит с мокрыми штанами в прямом эфире государственных каналов, глядя как самый главный учитель на весь класс их распекает. Работников отдела образования жалко, которые действовали строго в соответствии с главным принципом белорусского бюрократа "абы чего не вышло", а оно вышло. За что наказывают, если действовали именно так как требовали все эти годы? Детей жалко, которые вместо уроков снимают на мобильники несмешные ролики и публикуют их в интернет.
Не жалко комментаторов из интернета, которые быстро разделились на два лагеря: "за учительницу" и "за пацана". Правда их сейчас накрывает третий лагерь, который "за президента". Ну просто этих чего жалеть, они сами выбрали заниматься не своим делом. Искать тут (или вернее назначать) виноватых это занятие совершенно бесполезное и не имеет никакого смысла. Тут всех только обнять, погладить по голове, которую пока не оторвали и пожалеть.
Запрет мобильников, допустим, дело хорошее. Тысячи исследований показывают просто катастрофически вредное воздействие этих прекрасных приборов на обучение в частности и на интеллект в целом, если детей в использовании телефонов не ограничивать. Дело разумеется не в калькуляторах, которыми пользуются и отлично. Дело в сотнях других приложений, которые запросто выигрывают гонку за внимание у калькулятора, у учителя и даже у родителей. Нынешние дети смотрят видео, снимают видео не приходя в сознание, которое очень нужно, чтобы усвоить хоть что-то из школьной программы. Только вот запрет мало что даст, потому что мы по-прежнему пытаемся учить детей XXI века методами из XIX, жалея о том, что когда-то по глупости своей отменили розги.
Розгами и запретами можно вбить в головы слово божье, чистописание, немного физкультуры и латынь. Пригодится в духовной семинарии или в военном училище до революции. Но не получится вбить в голову сколь нибудь сложную интеллектуальную конструкцию, на которых основана любая приличная наука. Не вбивается в голову математика за пределами таблицы умножения, культура, искусство, сложные связи технических предметов. Если не дай бог ребенок вырастет и пойдет в университет, где придется осваивать социальные науки, вообще пиши пропало. А еще отлично вбивается в головы страх, хамство, привычка решать проблемы грубой силой и криками. Потом по принципу "меня отец драл и я человеком вырос" это переносится через поколение, а потом мы удивляемся, а чего все такие нервные?
А того и нервные, что нет времени остановиться и улыбнуться друг другу. Нет времени и желания разобраться, а как оно будет лучше, а какие будут последствия. Нет желания снять часть обязанностей с учителя и дать отдохнуть женщине, которой надо бы в отпуск года на три в теплую страну. Никакого желания нет понять, что в голове у малыша 9 лет, почему он ведет себя как ведет и можно ли еще до него достучаться. Потому что проще и быстрее здесь и сейчас наорать, запугать, нахамить, оторвать голову, особенно если ты большой и сильный и сдачи тебе никто дать не может здесь и сейчас. Хуже всего что способов менять систему не видно никаких. Можно сколько угодно призывать "начни с себя", но если правила строго вертикально задаются сверху и обязательны к выполнению, то и начинать можно только оттуда. Несправедливо, конечно, что правила летят сверху вниз, а головы отрывать будут если что снизу вверх, но эту несправедливость надо хотя бы осознавать, чтобы потом не обижаться.
Конечно, нельзя не отметить наглядный момент трансформации человека за пару недель. Еще пару недель тому вся страна умилялась, глядя на открытый урок в обычной школе, который провел обычный белорусский президент. Как он трогательно и мило общался с детками, наставляя их на верный путь, давая советы и уча жизни. Вот каким должен быть учитель! И при первом же конфликте из этого идеального учителя полезла вторая сторона личности, которая хочет отрывать головы щенкам, орать и хамить. А это же фактически те же самые дети, которые были у него на уроке, только повели себя не так, как хотелось бы. Отсюда приходим к тому, кого в истории жалко больше всех. Жалко большого и сильного дядьку, который вырос, дожил до 60 лет, а не научился решать конфликты по-взрослому и до сих пор умеет только копировать то поведение, которое учителя ему бережно передали в его детстве. Трудным оно было, не иначе. Нам только от этого теперь не легче.