Уже завтра! Вы взволнованы? Я взволнован! Уже завтра Минск к статусу IT-столицы Европы добавит высокий статус спортивной столицы, приняв наконец Европейские игры во всем их великолепии и размахе! Говорят, что вчера на подходе к стадиону Динамо были задержаны японские шпионы, высматривающие секреты подготовки, чтобы потом применить их в олимпийском Токио через год, но службы безопасности сработали оперативно. Еще полгода тому дуче сетовал, что незаметно, чтобы страна жила Европейскими играми, но вот теперь уже стало заметно. Счастливый брат упоротого лиса Лесик смотрит на нас с каждого билборда, пакета с соком и бутылки с квасом, как бы спрашивая, готов ли ты, простой белорус, к тому чтобы принять то, что неизбежно? Злые языки утверждают, что талисмана игр должны звать не Лесик, а Лёсик, потому что определяющее белорусский характер слово все-таки не "лес", а "лёс", в смысле судьба. И даже не просто судьба, а судьба тяжелая, потому что "лёс склаўся так". Я все-таки попытаюсь в своем оптимистичном тексте за день до игр доказать, что это не так и что именно лес и что все будет хорошо, но это не точно.
«Мы должны объединиться сегодня. Мы подошли к апогею, к финалу. Нам сегодня надо выступить единым фронтом, чтобы показать наше гостеприимство, показать нашу культуру»
Министр спорта практически уговаривает белорусов за день до начала по главному телеканалу еще немного потерпеть, как будто белорусы когда-то отказывались. Руководитель БТ в свою очередь уверяет нас, что никто не использует слово "Олимпиада" по отношению к Европейским играм, а другой рукой запускает у себя программу "Наша Олимпиада", посвященную тем самым играм. Второе слово, которое нельзя использовать это "Евроигры", потому что мероприятие с таким названием пройдет в этом году в Риме и на него точно не поедет бывший министр Шуневич, хотя свободное время у него теперь точно есть. Дело в том, что слово "Олимпиада" является торговой маркой и единственным активом Международного Олимпийского Комитета и он запрещает его использовать менее чем за миллиард долларов, а "Евроигры" это игры спортсменов под флагами ЛГБТ-сообщества, а этот флаг не входит в 50 разрешенных к использованию на наших Играх. В общем, будьте аккуратны, когда выражаете свой восторг мероприятием!
Я глубоко задумался над словами министра. Во-первых зачем нам нужен министр спорта, если у нас есть Президент Национального Олимпийского Комитета и Вице-президент этой же организации? А во-вторых, где мое место на этом самом едином фронте, какую амбразуру я могу закрыть своим все еще жирным телом во славу спорта высоких достижений? Дело же в том, что мы белорусы не потому не живем играми что какие-то равнодушные и не любим спорт. Нет, мы конечно же не любим спорт. Мы еще можем сходить на хоккей, если лично Президент приглашает и сам выходит на лед, потому что неудобно отказывать. Но вот уже на свой чемпионат по хоккею мы уже не пойдем, там посещаемость что-то около 200 человек на матч без учета милиции и сотрудников федерации хоккея. А на чемпионат по легкой атлетике и вовсе кроме родственников спортсменов случайные зрители не попадут, потому что не узнают, где и когда он пройдет. И лучше не пробовать спрашивать у белорусов имена наших чемпионов по борьбе или стрельбе, потому что кроме Даши Домрачевой никого с винтовкой мы не знаем, даже если краем глаза за спортом следим. Это отдельная огромная тема, почему белорусам спорт не нужен, неинтересен и вообще проходит где-то за горизонтом белорусского внимания.
Но с Европейскими играми картина еще немного другая. Ладно, спорт нам неинтересен, но движуха нам нравится. Любой концерт в центре Минска собирает десяток тысяч человек просто потому что а что еще в Минске делать? Но это когда погода хорошая, день выходной и вход бесплатный. Тогда мы готовы придти и даже постоять, переминаясь с ноги на ногу, особенно если никто не будет заставлять улыбаться. Игры же история дорогая, платная и проходящая в специально огороженных местах, с ними уже свое единение почувствовать сложнее. А главное, что рядовой белорус с самими играми соприкасается только уже на этапе когда все готово и с внезапностью бетонного блока встает на пути. А из-за бетонного блока выглядывают хитрые глаза Лесика и как бы зазывают принять участие. Сюрприз в том, что ни на каком этапе до этого белоруса привлечь никто не пытался. Начиная от того, что никто не решал, а надо ли нам эти игры проводить, не советуясь о маршрутах и способах размещения и перемещения спортсменов и заканчивая благоустройством, которое сделали там где сделали, а не там где оно было бы востребовано. Разумеется, рядовой минчанин понятия не имеет как проводить и организовывать подобные мероприятия, его и не надо привлекать к управлению государством, как Ленин кухарку. Но даже создать какую-то видимость того, что мнение горожан важно и учитывается, никто не озаботился. Был у вас приличный парк в неплохом состоянии? Мы его закроем на год, все там зачистим, уберем все лавочки и сцену и переложим плитки. И еще фонари воткнем новые но не будем включать до самых игр. И в принципе наплевать, что реконструкция затронет только тот кусочек, который и так был неплох и виден из окон Студенческой деревни, которая переименована в Олимпийскую (извините, в Европейскую), дальше как было так и осталось. Делаем же не для того, чтобы сделать парк лучше, а потому что надо показать, что мы старались. Электробусы брошенные на маршруты, проходящие мимо той самой деревни. Нет, я очень люблю электробусы и каждый раз машу им рукой, когда вижу в городе. Но вот раньше им не было никакой надобности ездить в Малиновку, а за две недели до игр они посчитали именно этот район наиболее приятным для обитания.
Жаловаться на благоустройство вроде как и неправильно. Подкрасили, подлатали, велодорожки переложили. Правда переложили опять же те, что случайно могут попасть под ноги гостей, а не те, что разобрали еще прошлой осенью, но жаловаться не хочется, потому как гости уедут, а дорожка останется и на ней можно будет парковать машину. К слову о машинах. Именно личный автотранспорт дал мне наконец-то возможность прикоснуться к Играм! Разумеется весь период основных событий я собираюсь просидеть у себя в Малиновке, чтобы поменьше создавать неудобств организаторам. Но во вторник хорошие люди попросили помочь забросить им несколько коробок в новое комфортабельное жилье, купленное неподалеку от центрального проспекта и в непосредственной близости от Белтелерадиокомпании. А я возьми и согласись просто потому что люблю делать добрые дела, даже если это мне вредит. И поехали. И надо же было такому случиться, что именно в этот день с одной стороны проспекта несли Пламя Игр, а с другой столь же неотвратимо двигался Президент Египта, давний друг белорусского народа. И вот тут я наконец почувствовал, что игры пришли! Потому что закрыто было просто все. Проспект, съезды с проспекта, пересечения и прилегающие улицы. И если завезти-то коробки я завез, порадовавшись выключенным светофорам и регулировщицам в юбках на каждом перекрестке в лучших традициях КНДР, то обратно проезжать можно было уже только огородами и закоулками. Вместо 15 минут дорога затянулась на час с лишним, что конечно смешно для Москвы, но для летнего Минска как-то перебор. А главное что даже увидеть, чего собственно закрыто, никак было нельзя. Сотрудники ГАИ вежливо, но неотвратимо направляли потоки машин подальше от центра событий, чтобы не смущать любопытными взглядами основных участников. Я потом, конечно, посмотрел в интернете запись эстафеты, прекрасное зрелище! Уважаемые и заслуженные граждане под присмотром телекамер и милиции со скоростью моей бабушки делают вид что бегут по совершенно пустому закрытому проспекту и длится это больше двух часов. Апофеоз наступает когда они добегают до Октябрьской площади и начинают позировать для фотографов. Ведущий заходится в экстазе, кричит: "Не стесняйтесь, подходите, фотографируйтесь!" А мощные сотрудники ОМОНа мягко оттесняют два десятка зрителей от проезжей части, чтобы не дай бог не перестали стесняться и не подошли.
Отдельного уровня красоты и осмысленности эстафета этого огня достигла вчера, когда люди с факелами бегали по заводам и предприятиям города Минска. Человек с факелом, бегущий вдоль линии конвейера МТЗ это прекрасное зрелище, очень полно характеризующее все эти игры как они есть. В конце концов МТЗ дал немного денег на игры, имеет право выписать себе бегунов со спецэффектами и Лесика, даже если это не предусмотрено производственным процессом.
Возвращаемся к нашему автотранспорту. В прессе проходят репортажи о том, каких героических усилий стоит доставка спортсменов на объекты за 30 минут. Фокус в том, что живут они на одной окраине Минска, а соревнования будут проходить совершенно на другой. Доставлять при этом надо за 30 минут, это норматив спущенный сверху. С одной стороны, конечно, любой навигатор покажет маршрут через МКАД за 22 минуты или через второе кольцо за 23, но так же слишком просто и не очень красиво. Поэтому были подключены лучшие аналитики города, совместно с ГАИ был разработан комплекс мер и наиболее оптимальные маршруты. Закрыты левые повороты везде, где их можно закрыть, выделена полоса, а лучше две! Выдана машина сопровождения и целый полковник ГАИ в кабину... и результатом всех этих усилий стал маршрут от Студенческой деревни до Минск-Арены за 28 минут! Пол-города поставлены на уши, чтобы уложиться в заложенную норму ну вот на самой грани. А не дай бог по маршруту случится ДТП в утренний или вечерний час пик и может произойти непоправимое! Ну и самое конечно вкусное в этом, что автолюбителям предлагается избегать магистралей, по которым проложены маршруты Европейских игр и поискать альтернативные пути. Лучшие транспортные аналитики города, полгода просчитывающие варианты доставки спортсменов, найти эти пути не смогли, ну потому что как бы вы не ехали в Минске, город организован так, что все проходит через центр и несколько узловых точек. А вот вы, автолюбители, как-нибудь постарайтесь.
Разумеется, я поддержу любое ущемление водителей, какое только сможет придумать город. Жаль, конечно, что согласно ПДД выделенные полосы для общественного транспорта работают только в дни Европейских игр, а остальное время туда может лезть любой желающий чтобы опередить поток справа, а потом затормозить его, щемясь обратно. И жаль, что контроль проезда перекрестков возможен тоже только в эти дни, в остальное время можно блокировать полосу, если очень надо свернуть налево, а то и весь перекресток, если очень надо на него выехать и пусть встречный и перпендикулярный потоки подождут. Но вот это отношение к водителям мне наконец дало понять, где мое место на фронте! Разумеется, я не в составе регулярной армии, просто потому что меня никто не призывал, курс молодого бойца не проводил и винтовку с изображением Лесика мне не давал. И вроде как по другую сторону фронта меня тоже нет, потому что воюют не со мной, мне даже наоборот достанется благоустройство и трофейные кондиционеры в автобусах. Но я же белорус! А белорус на войне это прежде всего партизан! Который обходя линию фронта лесными тропами держит свою фигу в кармане, имеет свой интерес и немножечко вредит врагу, осознавая его по своему разумению и обстоятельствам. И вот в этом коллективном партизанском отряде мне и остальным простым минчанам самое место. Открытых боевых действий вести мы не будем, не обучены. Своим вредить вроде тоже как нехорошо. А вот спрятаться в лесу, найти обходной путь проезда, урвать с остановки сувенирные фигурки и выложить в соцсети очередной фототрэш это мы можем и будем делать, как делали наши славные деды в лучшие годы, потому что БЕЛАРУСЬ У НАС ОДНА!