О серебряном веке

May 04, 2018 13:10

В рубрику "поворчать о молодежи".
Посетил вчера поэтический вечер (уже страшно) посвященный Серебряному веку русской поэзии. И три часа слушал как люди на 10-15 лет младше меня читают великое. Или поют. Только профессор с кафедры филологии, чью фамилию я не запомнил, как-то сдвинул возрастной баланс в другую сторону, но общей погоды все равно не сделал.
И вот тут вспомнился мне Костя Хабенский, который в рамках раскрутки своего плохого кино дал интервью всем, до кого смог дотянуться. Интервью эти смотреть, безусловно, не надо, потому как интересного в них мало, но было такое вот наблюдение. Играл Костя Хабенский, тогда еще даже не Константин в спектакле "Калигула" в возрасте лет 20 с небольшим с такими же молодыми актерами. На драйве и с горящими глазами и вообще не понимал, о чем играет и о чем спектакль, но при этом с бешеным успехом. И только сильно после тридцати по его же признанию начал понимать, а о чем произведение и что надо играть, но к тому возрасту уже банально был старше, чем требуется для роли. Ну то есть сильно старше. И спектакль в итоге свернули, потому что несолидно почтенным господам среднего возраста играть адреналиновых юношей, неорганично.

И вчера я видел блестящую иллюстрацию этого. Слушаешь девочек, называющих Есенина по имени-отчеству (кто вообще называл когда-нибудь так Есенина? Я даже отчество его узнал только вчера) читающих стихи его красиво-мечтательно. И отмечаешь про себя не те смыслы, которые видел читая в школе, а совершенно другие. Мелкие эпитеты, которые меняют смысл строчки на противоположный, незамеченные когда-то слова, которые были просто красивыми словами, а теперь вот за что-то внутри цепляются и резонируют.
У нас в школе собственно были такие вечера, спасибо Эмме Александровне. Не всем нравилось, но в основном было весело. И нас натаскивали ежедневными репетициями прочитать с нужной интонацией, выделить то что надо, и как надо. А мы или терпели или весело радовались легким намекам на слова на грани фола от классиков. И только сейчас начало доходить то, о чем же эти все классики писали. И девочки и немного мальчики читают теперь это же и тоже делают паузы не там, выделяют не то и вообще смакуют больше слова, чем смыслы. И хочется вскочить и закричать "Да вы же все не так поняли!" и объяснять, объяснять...

А потом доходит. А ведь всем этим поэтам Серебряного века в момент наступления собственно века было как раз чуть больше двадцати за редким исключением. И в том и гениальность их, что они в свои двадцать каким-то непостижимым образом умудрялись написать такое, что доходит до нас хорошо если ближе к сорока! И вот эти юные, с горящими глазами, может чего-то и не поймут сейчас, что догонит их лет через пятнадцать, но вот прямо сейчас они умеют чувствовать так, как чувствовали их сверстники начала прошлого века. И именно им и надо это все читать так, как они это чувствуют.

А еще доходит, насколько мудрыми были наши учителя тогда, когда выслушивая наши робкие (а иногда не очень) попытки оспорить мнение свое и классиков, которые мы-то считали супер-оригинальными, а они наверняка слышали в надцатый раз, все это сносили и продолжали доносить до нас что-то вечное. Спасибо им, что делали это и доносили! Кажется, наконец-то дошло!

ворчание

Previous post Next post
Up