Так сложился конструктор, из которого меня собирали, что всё, что чем мне приходится по жизни заниматься это - очень личное. Неважно, телевидение, семья, друзья, театр…
Я очень эмоциональный аналитик ))
И слава Богу.
Чуть больше года назад, в моей голове стала брезжить идея нового проекта. После 20 лет, проведенных в детском театре, я так и не научилась относиться к этой работе прагматически. Хотя прекрасно осознаю и вижу на многих примерах, что определенные возрастные группы детей (точнее, их родители) - это золотое дно.
Старатели на этой ниве ласково называют эту возрастную группу «горшочниками». 3-5 лет. Возраст, когда озверевшие от домашнего взращивания чада родители, пускаются в лихорадочные поиски детского досуга. И готовы отдать любые деньги, чтобы дитё отвяло от них хоть на часок!
Тут то их и подстерегают бандформирования красных шапочек, дедов морозов, зайчиков, бабок-ёжек, чебурашек и человеков-пауков.
В общем и вкратце, захотелось мне отнестись к этой многострадальной возрастной группе ( к которой, к слову относится мой крестник и приближается моя крестница) со всей возможной пафосной серьезностью и тщательностью. В связи с чем и погрузилась я на три с лишним месяца в океаны детской поэзии с начала ХХ века и до наших дней. Через четыре месяца, поняв что хоть и захлебываюсь, но идея все зреет, я коварно потянула за собой в рифмованный омут отца ребенка, принадлежащего к целевой группе - режиссера Руслана Маликова.
Как сказал классик «И все заверте…»
Первая Лаборатория Современной детской драматургии, затеянная нами со
svetorana ( также матерью «целевого» дитяти) в июне 2010 г. , удивительно легко подхватила тревожащую нас мысль о том, что же ожидает в наши дни малыша, впервые оказавшегося в театре. Там же, на Лаборатории были показаны первые результаты работы над стихотворным проектом для этих самых театральных первопроходцев. У проекта появилось имя - «Ципа-Дрипа». И появились способы, технологии, методы реализации.
Вторая Лаборатория, которая прошла 19 октября 2010 представила уже сформированный, хотя еще находящийся в процессе совершенствования, спектакль - «Ципа-Дрипа», труляля для детей от 3 до 6 лет.
Мы со
svetorana настаивали на присутствии детей на казалось бы серьёзном мероприятии «для профессионалов». Дети оставшиеся на обсуждение после спектакля вели себя идеально! Как и должны были вести себя дети. Они смеялись, бегали, разговаривали, прыгали, рисовали и разбрасывали карандаши, вынуждая теоретизирующих взрослых поневоле учитывать фактор детского присутствия. Можно упомянуть о том, что они вели себя идеально и на спектакле - с идеально открытыми ртами в начале, с идеально открытыми эмоциями по мере развития действия.
Фактически, и на спектакле, и на обсуждении свершилось то ради чего лично я занимаюсь детским театром - взрослые и дети были вместе, были заодно.
Что касается серьезных вопросов, которые есть удел взрослых, их было поднято на обсуждении достаточно. Говорили о том, что необходимо осваивать новую детскую поэзию, о том , что делать чтобы ребенок после первого посещения театра не возненавидел его на всю оставшуюся жизнь ( шкурный интерес для тех, кто работает для взрослого зрителя - не взрастим театралов - не для кого будет творить! ). Говорили о том, каковы должны быть критерии оценки качества детского спектакля. О том, что «бабушкины» дискурсы не работают для «компьютерных» детей. О том, что попытка художественно осмыслить в театре те способы которыми ребенок постигает мир крайне полезна не только самому ребенку , но и его родителю.
ajushka подняла важный и, как выяснилось в процессе работы над спектаклем, болезненный именно для театрального профессионала вопрос: чтобы вызывать доверие у маленького зрителя необходимо будить своего собственного внутреннего ребенка. Для актеров - а все отмечали их блестящую работу в спектакле, их раскрепощеность их ребяческий игровой азарт - работа над спектаклем оказалось мучительнейшим процессом. Необходимость вскрытия внутреннего, детского, живого, объединяющего со всем сущим, вместо привычного выстраивания личностных баррикад, масок и искусственных конструкций, стала самым тяжким испытанием в работе. Однако, результат отмечали все и тут поклон безграничному терпению режиссера и беспримерной смелости самих актёров, преодолевших привычную скорлупу «безопасной» социализации.
To be continued…