Click to view
Click to view
Click to view
334-й ооСпН сформирован на базе подразделений 5-й отдельной бригады специального назначения (г. Марьина Горка Белорусской ССР) для действий в Афганистане. С марта 1985 года входил в состав 15-й отдельной бригады специального назначения и дислоцировался в городе Асадабад. Стоял в Асадабаде - главном городе провинции Кунар. Асадабадские егеря - так прозвали в наших войсках спецназовцев 334-го отряда за умение подняться ночью по тропам в горы, выполнить задачу и к рассвету вернуться.
В период с марта 1985 по май 1988 года отряд совершил 250 боевых выходов, в которых уничтожено около трёх тысяч моджахедов. Реализуя развединформацию, спецназовцы мотались в бесконечных рейдах по Нангархарской долине и провинции Лагман, воевали в Чёрных горах, под Суруби и Гардезом, били «духов» в засадах под городом Хостом.
Многие молодые офицеры отправлялись в Афганистан добровольно, веруя, что революция 1978 года принесёт афганскому народу счастье и процветание, что они помогают народу ДРА защитится от враждебных посягательств. Из таких был и Олег Якута, л-т. Якута завоевал авторитет офицера, обладающего завидным хладнокровием и острой смекалкой разведчика. Неоднократно эти качества спасали жизнь и ему, и его подчиненным, и всему отряду. Конечно, молодым солдатам, высокий, стройный и красивый парень, бывший курсант, казался уже опытным военным. А он был такой же неопытный мальчишка, как и его подчиненные, волею судьбы оказавшиеся в Афганистане. Адаптировались к новым условиям вместе.
В августе 1985 года на пике военного противостояния советских войск с моджахедами в разгар афганского лета он прилетел в жаркий и душный Джелалабад, где был назначен командиром группы спецназначения в 154 ооСпН 15 оБрСпН. Здесь, в горах пограничной провинции Нангархар, л-т Якута совершил первые развед-выходы в качестве стажера и получил знания, умения и навыки науки побеждать в реальных боевых условиях. Через месяц, когда начальник штаба отряда Г.В.Быков получил назначение на должность комбата 334 ооСпН 15 оБрСпН, он забрал с собой в г.Асадабад и Якуту.
Новый коллектив произвел гнетущее впечатление. После гибели 1 роты солдаты и офицеры батальона долго не могли морально оправиться от перенесенного поражения. Нужны были активные действия для перестройки сознания личного состава. И Якута помог комбату в этом процессе своим личным примером. Сослуживцы отмечали, что л-т Якута с первых дней проявил высокую подготовленность к службе в боевой обстановке Афганистана, умение воспитывать подчиненных, готовить вооружение группы к выполнению специальных боевых задач, быстро ориентироваться в скоротечной боевой обстановке, грамотно оценивать ситуации, мгновенно принимать решения, руководить личным составом, достигая выполнения поставленных задач с наименьшими потерями. Первая операция - захват и уничтожение склада с оружием и боеприпасами в кишлаке Дудрек прошла успешно. Командир батальона Григорий Быков отметив хватку, способности и личную смелость лейтенанта Якуты, способности и личное бесстрашие молодого лейтенанта, начинает поручать ему наиболее сложные операции.
В январе 1986 года командир отряда назначил лейтенанта Якуту командиром специальной группы по захвату. Командуя этой группой, Якута продемонстрировал высочайшее личное мастерство, мужество и отвагу, 5 апреля, находясь в засаде в районе Джигдалай, дерзко захватил в плен главаря банды, а его охрану уничтожил сосредоточенным огнем. За эту операцию он представляется к награждению вторым орденом Красной Звезды.
19 апреля 1986 года в районе кишлака Чайшан-Масти провинции Кабул спецгруппа Якуты захватила в плен видных деятелей оппозиции. За мужество и проявленный героизм он был представлен к ордену Красного Знамени, но снова, уже в третий раз, получил Красную Звезду. В конце декабря 1986 года на севере провинции Кунар сложилась крайне напряжённая обстановка. В район Нуристана, контролируемого бандглаварём Сарвар-ханом, под командованием которого находилось более трёх тысяч моджахедов, караванными маршрутами активно перевозились оружие и боеприпасы. По данным агентурной разведки, в Биркоте готовилось провозглашение «независимого государства». Спецназовцам было поручено разведать обстановку на месте. Комбат майор Быков, которого за боевые заслуги величали Григорием Кунарским, вызвал к себе Якуту, ставшего к тому времени нач. разведки батальона.
- Афганские лётчики завозят в пограничный полк в Биркоте продукты на зиму, - сказал он. Якуте предстояло первым оказаться в этом районе.
- Поработаешь там недельку, - поставил задачу комбат.
- Досконально всё разведай, составь схему постов, уточни время выдвижения караванов. На вертолётах афганских ВВС разведгруппа лейтенанта Якуты прилетела в Биркот к вечеру. Наступление душманов на город началось в ночь с 27 на 28 декабря 1986 года. Они легко заняли опорные пункты двух афганских батальонов, прикрывавших город с востока и севера. Отчаянно сопротивлялся только третий батальон. Однако и в его рядах началась паника. В критической обстановке Якута сумел уговорить командира афганского полка не оставлять крепость, являвшуюся ключом к городу.
По словам советских военных советников С.М. Бекова и А.П. Вавилова, в те тяжёлые дни лейтенант-спецназовец стал душой обороны. Он демонстрировал спокойствие и уверенность в своих силах. Когда опускались сумерки, скрытно выходил из крепости со своими разведчиками, минировал пути движения от переправы к городу, из бесшумного оружия расстреливал «духов», в том числе и в районе переправы. Его действия наносили тяжелый ощутимый урон противнику, моджахеды начали паниковать, отказывались идти на афганскую территорию. В штаб 15-й оБрСпН прилетел генерал армии В.И. Варенников. Заслушал доклад командира п-ка Ю.Т. Старова, а затем спросил:
- А с Якутой можем связаться?
- Только по радио.
Вскоре Якута вышел на связь, доложил о ситуации в регионе.
- Город оставлять нельзя, - решительно сказал он. - У нас комплекты мин «Охота-2», много боеприпасов, сухпайков. Продержимся, если пришлёте подкрепление. На подмогу прибыл элитный отряд афганских «коммандос» на 20 вертолётах. Кровопролитные бои в городе продолжались ещё трое суток. Противник был выбит с захваченных позиций и отошёл, потеряв 600 человек убитыми и ранеными.
Вскоре о советских спецназовцах, находившихся в столице провинции- городе Асадабаде, расположенном на берегу реки всего в 15 км от границы, вынуждены были уважительно заговорить американские и западноевропейские советники на многочисленных базах подготовки моджахедов.
По мнению офицеров-разведчиков 40-й армии, 334-й ооСпН был самой мобильной и боеспособной единицей на территории Афганистана, которую привлекали на все армейские операции.
- Ещё во время службы в Афганистане, - сказал Юрий Тимофеевич, - лейтенанту Якуте была посвящена листовка «Возьми в пример Героя!» Его портреты были размещены в комнате боевой славы нашей бригады, в Доме офицеров в Кабуле, в музее Туркестанского военного округа в Ташкенте. Я сохранил наградные документы на Якуту и полагаю, что их реализация была бы торжеством справедливости».
P.S
Без лишних слов. Кто понимает поймет, кто совсем молод, есть на что глянуть, задуматься. Храниться в памяти Вестника одна история из былого о Шурави, о тех, кто помоложе и дедах... Но таких, есть что поведать, на кого равняться нынешним молодым.