Очень сильны еще в наших людях социальная инертность, нежелание и неумение отстаивать свои законные интересы. Того, кто отстаивает справедливость, борется за свои права, настаивает на том, чтобы с ним хорошо обходились на работе, чтобы его качественно обслужили в магазине, парикмахерской, кафе и т.д., считают конфликтным человеком, чуть ли не скандалистом. В восприятии многих происходит зачастую подмена понятий: поведение человека, отстаивающего свои законные интересы, путают с проявлениями дурного характера.
Некоторые с легкостью вступают в выяснения отношений с теми, кто имеет, по их мнению, более низкий социальный статус или же с теми, кто заведомо не может дать отпор, выливая желчь и раздражение, накопившиеся за день, а, может, копящиеся годами, в том числе, и от общения с начальством, перед которым робеют. А ведь начальник - это такой же работник. У него всего лишь другие должностные обязанности, которые никаких особых прав ему не добавляют. Срабатывает пресловутый синдром «совка»: страшно противоречить начальнику, даже если он явно не прав, неудобно зайти в какой-нибудь новомодный бутик или ресторан (а вдруг погонят?), вступить в спор с работником сервиса, попросить перевесить явно неправильно взвешенный товар и т.д.
Когда мы, наконец, поймем, что все гостиницы, рестораны, магазины, поликлиники созданы для нас? Нынешний отечественный сервис, конечно, стал несравнимо лучше советского, но еще очень далек от западных стандартов. И главная проблема здесь человеческая.
Я часто вижу, как клиент, для которого и создано то или иное сервисное предприятие, начинает вести себя так, как будто до него чуть ли не снизошли, позволяя присутствовать на этом «празднике жизни». Люди сами часто виноваты в таком отношении - потому что в силу замкнутости, неумения общаться с незнакомыми людьми молчат, пропускают мимо ушей что-то оскорбительное, считая, что выяснять отношения - значит - испортить настроение тому, кто обслуживает тебя (или себе). Терпеть хамство - значит, поощрять его, лишить хама возможности задуматься, остановиться и стать нормальным человеком.
Человека, осознающего себя как личность, которого должны уважать, который имеет с рождения неотчуждаемые права и который готов их отстаивать и защищать и знает, как это делать, можно считать одним из центров кристаллизации зарождающегося гражданского общества. Таких людей в нашей стране еще очень не много. Но гражданское общество не создается из ничего.
Моя дочь учится в Российском государственном гуманитарном университете. Я помню, с каким воодушевлением она рассказывала нам о том, что ЮКОС заключил договор с РГГУ, что их университет берет ориентацию на европейские стандарты обучения, что повысится зарплата преподавателей и стипендия студентов и что они станут чаще ездить на учебу и стажировку за рубеж. ЮКОС успел до начала «наката» на него только построить в РГГУ столовую и все. Посадили Лебедева, потом Ходорковского, новый ректор РГГУ Невзлин ударился в бега.
Студенты были недовольны, возмущены, но что они могли сделать? Выходить на улицы, протестовать, бастовать? Да, три раза да! Тем более что студенчество - наиболее активная и современная часть общества. Но нет, не было ни одного заметного выступления. В чем же здесь дело? Почему даже студенты пассивны, инертны? Как создается гражданское общество, как создаются его островки, центры кристаллизации? Что нужно для этого делать?
Думаю, что не нужно ждать, что где-то кто-то создаст какую-нибудь организацию по защите интересов студентов или профсоюз по защите прав работников. Нужно идти в суд, если ваши права каким-либо образом ущемляются. Не надо бояться, нужно создавать прецеденты по защите своих личных трудовых или гражданских прав. Нужно писать в газеты, размещать открытые письма в Интернете, искать сторонников и единомышленников. Проявлять активность. Прошло время, когда кто-то наверху за нас что-то решал. Мы теперь должны сами отвечать за себя и свою жизнь. Только так создается гражданское общество.
АНВАР УСМАНОВ
14.09.2008
Источник