Наши читатели, особенно те, кто желает приехать в Баренцбург на работу, часто спрашивают - А как у вас обстоят дела со школой? Есть ли возможность приехать с детьми? И если да, то, где и как они учатся?
Друзья, у нас есть замечательная современная школа-детский сад, где воспитываются и учатся все юные жители Баренцбурга. Предлагаем вашему вниманию интервью с директором школы-детского сада - Татьяной Ильиничной Бетчер.
- Татьяна Ильинична, как вы узнали о Шпицбергене? Почему для работы выбрали Арктику?
- Я - человек, который очень любит путешествовать. Большая часть моей трудовой жизни прошла в Екатеринбурге. Там я проработала 30 лет в школе, из которых 18 директором школы, а путешествовала во время отпусков. Когда одна за другой родились три мои внучки, я уехала в Москву и девять лет работала бабушкой, путешествуя в свободное время. Когда же внучки подросли, я решила ещё поработать и увидела вакансию учителя русского языка в Баренцбурге. Целое лето я добивалась этой вакансии, потому что она, то появлялась, то исчезала, и я уже думала, что не попаду на загадочный Шпицберген. А почему возник Баренцбург? Потому что мне не хотелось работать в Москве в большой школе, частные московские школы тоже не очень понравились, и я уже думала о непедагогической работе и вдруг, в начале сентября, позвонил Владимир Николаевич Кияшко и сказал - Татьяна Ильинична, мы узнали, что вы были директором школы и хотим в таком качестве пригласить вас в Баренцбург.
То, что это Шпицберген, что это Полюс, меня скорее привлекало, чем пугало. Я всегда исхожу из того, что раз там люди живут, почему я не смогу жить? А то, что это необыкновенное место, я всегда знала и очень обрадовалась, что у меня всё-таки появилась возможность совместить профессию со страстью к путешествиям.
Директор школы в Баренцбурге - Татьяна Ильинична Бетчер, Шпицберген
- Сколько в школе обучается детей? Как они проходят программу, если в каждом классе по одному-два ученика? Как вообще организовано обучение при таких условиях?
- Сейчас у нас в школе 33 ученика. Действительно в классах от одного до семи учеников. Самый большой класс в этом году - это восьмой класс, там семь ребят. Да, в некоторых классах - это практически индивидуальное обучение.
Школа обучает по программе «Школа России», т.е. в основе нашей образовательной программы лежит общероссийская программа, соответствующая Федеральному государственному образовательному стандарту. И, конечно, наша задача - учить детей, не ниже уровня любой российской школы, на уровне государственного стандарта. Поэтому дети, сколько бы их ни было в классе, изучают все предметы, которые входят в Федеральный образовательный стандарт.
Конечно, в таком маленьком количестве учеников в классе есть свои плюсы и свои минусы. С одной стороны - детям, психологически сложно один на один общаться с учителем в течение сорока пяти минут, когда всё внимание учителя сосредоточено на одном или на двух ребятах. Увильнуть не получается, не сделать домашнее задание не получается, отмолчаться очень трудно, поэтому, казалось бы, все должны быть отличниками. Но, к сожалению, это не так. Всё-таки образование - это процесс двусторонний: важно не только то, что учитель дал, но важно и то, что ученик взял.
Когда класс побольше, когда ребята в классе разные, конечно, становится интересней. Так или иначе возникает общение не только с учителем, но и между собой, формируется атмосфера класса, возникает здоровая конкуренция. Поэтому мы мечтаем, чтобы в классах было 7-10 человек, чтобы всем стало интереснее учиться и общаться.
Мы не стремимся к тому, чтобы наши дети были одинаково успешны по всем предметам, нам важно, чтобы ребёнок чем-то увлёкся, чтоб у него к чему-то проявился интерес, желание добиться большего. Иногда получается, иногда нет.
Школа в Баренцбурге, Шпицберген
- Хватает ли учителей-предметников в школе? И, если не хватает, как выходите из этой ситуации?
- У нас на 33 ребёнка 11 учителей. Я не знаю, есть ли где-то в стране такая пропорция - на одного учителя три ребёнка. Думаю, что школа Баренцбурга чемпион. Учителей у нас, конечно, меньше, чем предметов в перечне Федерального государственного образовательного стандарта, но преподаются все предметы. Т.е., учитель географии преподаёт географию, биологию и химию. Учитель математики - физику. Учитель истории - обществознание, право основ духовной культуры народов России, т.е. комплекс близких предметов. Учитель русского языка и литературы преподаёт мировую художественную культуру. Совмещение есть, но оно, скажем так, профильное.
- Насколько хорошо оборудованы классы техникой и учебными пособиями? Всего ли хватает?
- Наша школа очень хорошо оборудована мебелью; в достаточном количестве у нас учебные пособия. За то время, что я здесь работаю, «Арктикуголь» ни разу не отказал нам в оплате заказанных учебников, учебных пособий, словарей, карт, атласов, химических реактивов, каких-то приборов, глобусов, т.е., все заявки школы «Арктикуголь» принимает как приоритетные и ни разу нам ни в чём не было отказано: ни в учебных пособиях, ни в спортивном инвентаре, ни в новогодних украшениях. Забота проявляется очень большая.
Сейчас мы находимся на завершающем этапе компьютеризации школы. К концу октября все рабочие места учителей будут оборудованы компьютерами с выходом в интернет. Будет компьютер и в детском саду. Есть компьютер в актовом зале, с помощью которого проводятся общешкольные мероприятия. Я считаю, что в этом проявляется очень большая забота о школе, и мы это ценим, стараемся работать так, чтобы оправдать это внимание. Думаю, все жители Баренцбурга видят заботу треста о школе, понимают и ценят.
Школа в Баренцбурге, Шпицберген
- Есть ли в школе уроки, посвящённые Арктике? Истории освоения Шпицбергена?
- В течение последних лет ведётся курс «Краеведение», где идёт разговор об особенностях Заполярья, истории освоения Северного Полюса, истории Шпицбергена. На следующей неделе у нас запланирована встреча с ребятами, которые жили и работали на Новой Земле, они будут рассказывать детям о белых медведях, о том, какие мифы о белых медведях существуют, как сейчас изучают белых медведей в заповеднике «Русская Арктика» на Новой Земле.
- Какая обстановка царит в школе? Как новички вливаются в коллектив? И, больной для многих школ вопрос, существует ли в вашей школе буллинг, какие у ребят взаимоотношения?
- Вхождение новых ребят в коллектив проходит, как мне кажется, очень органично и безболезненно. Во-первых, они, практически все, живут в 29-м доме, где живёт большинство семей с детьми, и дети там знакомятся и дружат по месту жительства. В школе у нас ребята расходятся по классам только на урок, на перемене все вперемешку, все общаются между собой, и посторонний человек никогда не поймёт, кто из какого класса, разве что по возрастной разнице.
Мальчишки сходятся на почве компьютерных игр, которыми увлекаются, девочек сближает, например, интерес к героиням анимационных фильмов. Вот это становится основой возникающих отношений.
Кроме того, мы проводим мероприятия для всей школы и в смешанных группах. Например, вчера у нас были «Весёлые старты» и в каждой команде были ребята от первого до одиннадцатого класса. Т.е. все команды были смешанные, разновозрастные, все друг за друга болеют, все участвуют.
Школьная библиотека в Баренцбурге, Шпицберген
- Чем ребята увлекаются в свободное время? Есть ли какие-то коллективные занятия, увлечения?
- Наши ребята ярче всего проявляют себя в творческих инициативах. В течение двух лет, пока в Баренцбурге не было руководителя клуба, можно сказать, вся культурная жизнь посёлка держалась на школе. Наши дети под руководством учителей готовили спектакли, концерты. Два года подряд новогодние праздники проводились целиком силами школы. В приветственных танцах во время проведения спортобменов, в первую очередь, участвует школьный танцевальный ансамбль под руководством Кирилла Махини. Когда приезжал оркестр Лонгйирбюена, наши дети готовили совместные выступления с оркестром, пели и танцевали. Весной 2021 года в КСК была организована Художественная выставка графических и живописных работ наших учащихся. Одним словом, в творческом плане наши ребята проявляют себя достаточно ярко.
К слову сказать, наши ребята действительно очень талантливы. Они с удовольствием приготовили концерт на 1 сентября, участвовали вместе с преподавателями в концерте на День учителя, выступали на сцене КСК на день Шахтёра.
Ребята постоянно ходят на экскурсии и встречаются с интересными людьми. Можно сказать, что социальная и культурная жизнь у школьников очень насыщенна.
Надеемся, что мы ответили на ваши вопросы, а если нет, спрашивайте, и мы всё расскажем.