У меня даже слов нет, кончились, не могу более точно передать эту волшебную атмосферу Москвы небанальной. Москвы любимой и такой, за которой снова едешь за полторы тыщщи верст, и все одно всю не найдешь никогда.... Спасибо Лелик за компанию! Оригинал взят у
ko_shmariki в
По Электрозаводской веткеЕсть в столице такие уголки, где ощущаешь себя сталкером
Одно из таких мест - почти заброшенная железнодорожная ветка от Электрозавода. Почти, потому что и Электрозавод уже не тот что был, и ездят тепловозы очень-очень редко.
Протяженность ветки 4 км, проложена она по руслу реки Хапиловки, которая давно заключена в подземный коллектор. Оттого имеет довольно извилистый рельеф.
Ветка одна из первых в Москве, электрифицированных по трамвайному типу - 550вольт. Проложили ее в 1927 году по Хапиловской промзоне, от Московского электролампового завода до станции Черкизово, с ответвлениями к ткацким фабрикам в той же промзоне. В 1986 году контактная электро сеть была демонтироваа, электровозы заменены на тепловозы, ответвления разобраны, разъезды и стрелки пришли в упадок, как и промзона вокруг.
Упадок, тлен..
Общая атмосфера заброшенности и запущенности придает определенный шарм прогулке вдоль путей :)
Помимо промышленного советского прошлого у этого района есть и яркое дореволюционное. Самое раннее упоминание о Хапиловке относится к 1693 году, Тогда река разделяла сёла Семёновское и Преображенское. Легенды говорят, что название реки пошло от мельника по имени Хапило (т.е. хапуга), который и поставил первую плотину, образовавшую один из Хапиловских прудов. Конечно никаких подтверждений его существования нет, хотя это вполне могло быть и правдой.
Один из прудов был осушен уже при императоре Павле I в целях ренновации очистки берегов Яузы
Хапиловка долгое время слыла одним из самых криминальных районов после Хитровки. Зимой главным развлечением было участие в массовых драках рабочих заводов Гучкова и Носова. Они сходились «стенка на стенку» на льду замёрзшего Хапиловского пруда и молотили друг друга, не гнушаясь использовать и свинцовые кастеты.
«За Рогожской заставой у нас устраивались кулачные бои. Рабочие с боен дрались с какой-нибудь деревней или еще с кем-то. Это было страшное зрелище - стенка на стенку. Дрались не мальчишки, а взрослые и здоровые мужики. У меня осталось в памяти, что такие бои устраивались и на Хапиловском пруду, и был однажды случай, когда лед провалился». Пишет художник Семен Григорьевич Мухин (1891-1972), родившийся в старообрядческой семье в Преображенском
Старообрядцы жили на берегу Хапиловки в Преображенском. Одноименное кладбище считалось старообрядческим начиная с чумы 1771 года, и Храм Святителя Николая, который изначально был построен как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка. В начале 1850-х годов раскольники попадают под вторую волну гонений и храм перестраивается для единоверцев, т.к у старообрядцев в принципе не было алтаря.
Позже вокруг был образован Никольский единоверческий монастырь, просуществоваший до революции. А в 20-х годах в храме сосуществовали обновленцы и старообрядцы, еще позже часть отдана патриархии. После Великой Отечественной войны Преображенское кладбище стало фактическим центром всего российского беспоповства
Старообрядческая Успенская моленная, находящаяся в восточной части храма, принадлежит Поморскому согласию и является его центром в Москве. В 1990 году на дверях старообрядческой части было любопытное объявление: «Внимание. Храм старообрядческий!!! Вход лицам в нетрезвом, неприличном и нескромном виде, в головных уборах, а женщинам без платков и в брюках не разрешен. Входить в храм во время богослужения и молиться инаковерующим не положено и запрещено святыми отцами. Патриарший храм направо за углом». Вход в православную часть с запада, в старообрядческую - с севера. Оба храма сохранили большое число древних икон.
А недалеко во двориках Преображенского Вала находится "Царство Хапилы"
Искусство простое, наивное, но сильно подкупающее тем, что ностальгически завязано на истории этой местности
Милые, их даже не портит "сахарно-зефирная" раскраска :) Потому что ассоциации с мельничискими владениями соблюдены
Даже "Хапиловский прудик" есть :)
Здесь же располагались Преображенская солдатская слобода, по одноименной квартировавшейся здесь роте названа улица - Девятой Роты. В 19 веке индустриализации начали появляться фабричные корпуса, соранившиеся до сих пор
Остатки бывшей деревянной слободы
Очень атмосферное место, где переплетены история, большие перемены прошедших веков, покинутость, криминальная репутация и стремление природы прикрыть людские грешки
Какова будет судьба этих мест?
А пока оставшиеся тепловозики возят время от времени огромные трансформаторы дорога живет, и история тоже
Прекрасный "готический замок" Электрозавода
А напротив прекраснейший особняк, построеный в 1903 г. по проекту выдающегося мастера русского архитектурного модерна Л.Н. Кекушева. Принадлежал старообрядческому купеческому роду Носовых.
Совершенно неожиданно расположенный здесь в тени дубов, как глоток иной жизни, как каллиграфический росчерк на старой рабочей робе
В настоящее время здесь расположен Молодежный историко-культурный центр, можно попасть внутрь записавшись на экскурсию
На пересечении железной дороги с Электрозаводской улицей будка Дежурного по переезду. Ждут его детки
Ждет любимая жена
А его все нет и нет.. Сгинул в пространстве и времени
Если не боитесь, пройдитесь здесь, получите целую гамму впечатлений :)
Спасибо проекту
"Заповедные железные дороги" и его автору, руководителю и нашему проводнику
Михаилу Кончиц, и
vestenok1984 за компанию! Это был прекрасный День города! :)