«В Европе было столько мучеников, мы идём по земле, политой кровью, здесь не как в России. Монмартр, гору мучеников (Mont Martyr) Лютеции, превратили в разврат. Высочайшие святыни, политые густыми помоями... Какую бы вы ни взяли святыню, даже в собственной душе, именно туда устремляются самые страсти».
Продолжаю публиковать
конспекты “огласительных бесед” м. Магдалены.
Мать Магдалена с любовью говорит Марии Александровне Струве о её отце, свящ. Александре Ельчанинове.
- Первая неделя, о мытаре и фарисее.
Чтобы войти к Христу, надо только одного - пожелать. А потом увидишь себя чёрным, и придёт покаяние.
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче,
утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему,
храм носяй телесный весь осквернен
С этого начинается Постная триодь. К Тебе утренюет - то есть неусыпно стремится... Это начало всего покаяния.
В притче о мытаре и фарисее речь идёт о том, что добрые дела не только не дадут грош, но могут быть препятствием. Чем больше внешних добрых дел, тем меньше шансов покаяться, можно решить, что я не такой, как прочие.
Свят. Феофан (Вышенский) сказал: чем ближе человек к Богу, тем правильнее он себя видит, свои пятна.
- Вторая неделя, о блудном сыне.
Чтобы человек не пришёл в уныние от себя, то следующее воскресение посвящается притче о блудном сыне.
Бог простил. Человек опустился ниже чем нельзя, при этом зная отца. И вот он совершил переворот: я недостоин называться твоим сыном.
Тут поётся “На реках Вавилонских”:
На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.
Бытовая жизнь в плену у евреев была гораздо лучше. Но у евреев всегда была потребность в религиозности. Или правильная, или идолотворческая. Правильная очень тяжела, как и для нас тяжело соблюдение заповедей. Ап. Павел говорит: мы несчастнее всех людей, мы лишаем себя всего, если мы в этой только жизни надеемся на Христа (1Koр.15:19).
Когда евреи были согнаны, они были лишены главной святыни - храма. По их законам, они были лишены храмовой молитвы. Они пришли с работы в плену, их надсмотрщики сказали: у вас есть красивые песни, спойте нам.
Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских.
Но: как воспоим песнь Господню на чуждей земле? Песню, которую нельзя петь нигде, кроме Храма!
Это пение звучит три раза, но во время поста не поют. Перестаёт петься, потому что мы вышли из плена.
Да: петь не могу, но если забуду тебя, Иерусалим, пусть язык мой прилипнет к гортани.
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.
В этом (136) псалме многих смущают стихи:
Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень.
Всё, что написано в Ветхом завете, нам надо воспринимать духовно, а не буквально.
“Дщи Вавилоня” это грех, а “младенцы” это помыслы страстные.
Блажен тот, кто сумеет разбить помыслы о камень. Камень же бе Христос (ап. Павел).
Увидь свой грех, чтобы принести покаяние. Блудный сын пришёл в себя и пошёл к отцу. И мы должны пойти.
- Третья неделя, о Страшном Суде.
Представьте себе, епископ Игнатий сидит в саду своём в селе Покровское, на севере России, холод, деревья чёрные, кругом снег, появляется какой-то пришлец с другой планеты, ты ему говоришь: “приходи через два месяца, тут будут цветы и фрукты”, а пришлец скажет: это страна чокнутых.
Бог нам дает каждый год предвкусить воскресение. А мы плюнули на это откровение.
Нет греха, который был бы сильнее милосердия. Если и это тебя не проняло - ни покаяние (мытарь), ни милосердие (блудный сын), то как бы ты ни был молод, красив, знай, что придёт Страшный Суд.
Фреска Страшного Суда из Преображенской церкви
На западе эта неделя, масленица, называется “карнавал”, что значит “прощай, мясо!” carne val. В Европе было столько мучеников, мы идём по земле, политой кровью, здесь не как в России. Montmartre, гору мучеников (mont martyr), превратили в разврат. Высочайшие святыни, политые густыми помоями. Какую бы вы ни взяли святыню, даже в собственной душе, именно туда устремляются самые страсти.
- Прощёное воскресение.
Если ты хочешь, чтобы тебя простили, прости и ты.