* * *
Давеча разговорились мы с Олей
dsolga на разные литературные темы. Каким-то странным образом разговор наш от центонов-негативов (гугл вам в помощь!) плавно перетёк на дворовые песни детства. И тут вдруг выяснилось, что детствы, дворы и песни нам с ней достались немножечко разные. Нет, очень многое, конечно, всё-таки совпадало. Но были и такие песни, которые оказались привычно-обычными для одной и совсем неизвестными для другой из нас (взаимообразно). И тут у Оли родилась вполне здравая идея: а не затеять ли нам большой обменный флешмоб дворовых песен. Родилась-то идея у Оли, а вот осуществлять её, разумеется, должен... угадайте кто?
* * *
Давеча разговорились мы с Гасильником
gasilnik о том, что бы мы сделали, попадись нам в лапы настоящая машина времени. И, не сговариваясь, пришли к мысли о том, что не стали бы устремляться ни в далёкое будущее, ни во времена динозавров или египетских пирамид, а слетали бы в своё собственное прошлое, чтобы некоторые особенно яркие моменты освежить в памяти...
* * *
Давеча приснилась мне сова. Большущая, чуть ли не выше моего колена, серая, пушистая. Сидела она в какой-то пустой комнате и выглядела явно домашней и добродушной, поэтому я, совершенно без всяких опасений, стала гладить её по голове. Она жмурилась от удовольствия, подставляла голову под ладонь, иногда вдруг открывая то один, то другой круглый глаз, а потом... запела. Слегка скрипучим голосом, похожим на голос попугая, она пела какую-то совсем простенькую песенку из моего детства. На припеве я не выдержала и стала ей подпевать. Но, проснувшись, так и не вспомнила, что это была за песня...
Однако, что это, как не волшебные пендели Судьбы?
Честно говоря, я не помню, чтобы мы во дворе пели так уж много песен. Как-то хватало нам всяких других занятий типа лапты, казаков-разбойников, ножичков и так далее, и тому подобное... Но, когда в конце девяностых на телевидении появилась незабвенная и замечательная передача «В нашу гавань заходили корабли», вдруг выяснилось, что большинство звучавших там песен я прекрасно знала с детства, и вспоминала их с огромной радостью.
* * *
...Что нас переклинило тем летом - я до сих пор не представляю, но почему-то мы вдруг решили сделать во дворе концерт для родителей. Нужно сказать, что наш «двор» - это были две двухэтажные шестнадцатиквартирные хрушёвки и ещё несколько частных домиков на два хозяина, из которых, собственно, состояла вся наша улица Геофизическая. Почти все наши родители работали, соответственно, в Воронежской геофизической экспедиции, и жили мы все практически одной большой семьёй. Однако устраивать концерты... до такого у нас раньше дело не доходило. Честно, не помню, какие именно там у нас были номера. Стихи мы читали? песни пели? фокусы показывали? Совершенно ничего не помню, кроме... Одну песенку мы решили инсценировать. Кто и почему выбрал именно эту - об этом история умалчивает. Но, если бы сейчас у меня была машина времени, то я обязательно воспользовалась бы ей, чтобы увидеть лица наших родителей, когда мы хором грянули «На острове Гаити жил негр Тити-Мити», а несколько девчонок стали в лицах изображать всю эту трагическую историю.
На Ютубе есть превеликое множество вариантов этой песенки, но я нашла самый приближенный к нашему. Только попугая у нас звали Ганэ, а красотку - Гаянэ.
Мне, кстати, в тот момент было, наверное, лет одиннадцать.
Click to view
А вот гораздо более распространённый вариант:
Click to view
* * *
Песенку про девушек с острова Пасхи я узнала раньше. Вполне вероятно, что это была первая дворовая песня, которую я осознанно запомнила. Всех обстоятельств, при которых я её услышала, сейчас, конечно, не вспомню. Но было это совершенно точно в Монголии, было мне при этом около девяти лет, а девчонка, которая мне её пела, была на пару лет меня младше. Нужно сказать, что для своих лет Наташка была невероятно умная, читала даже больше меня (что чисто физически сделать было довольно сложно), пошла сразу во второй класс и потом, когда мы уже вернулись в Союз и разъехались по разным городам, насколько я знаю из редких отрывочных сведений, ещё пару раз «перепрыгивала» через класс. Больше мы с ней, конечно, никогда не встречались, а вот песня осталась со мной на всю жизнь. Правда, как выяснилось гораздо позже, Наташка спела мне её не целиком, пропустив второй и пятый (последний) куплеты. Уже давно запамятовала, откуда я их всё-таки узнала, но, когда наш литературный клуб стал собираться по пятницам в подвале одной из воронежских библиотек, большинство наших посиделок завершалось именно этой песней, ведь в ней: «каждую пятницу, лишь солнце закатится, кого-то жуют под бананом!»
Кстати, в моём варианте девушка была не одна (пелось не «у девушки», а «у девушек», а в конце каждого куплета после слов «под бананом» добавлялось «чав-чав». Больше я нигде такого дополнения не слышала.
Click to view
* * *
Ну и, раз уж мы тут сегодня поём про всякую тропическую экзотику, то нельзя обойтись без песенки про бегемота. Каких-то особенных воспоминаний у меня про неё нет, но вот уж её-то мы точно распевали во дворе во всю глотку, досочиняя свои куплеты про разных животных, а по морде мы их били не только чайником, но и «кипятильником, паяльником и самоваром, и купальником». Короче, полная жесть!
Click to view
И, собственно, ради чего я тут затеяла этот лонг-лонгрид с музыкальными вставками. Давайте-ка, друзья мои, делитесь, чего вы такого-эдакого пели в детстве в своих дворах! Обменивайтесь вариантами текстов, вспоминайте, пишите в комментариях к этому посту, а ещё лучше - в своих ЖЖурналах. О, сколько нам открытий чудных!..