Вот бывает же такое: человек писал стихи и комедии, был членом Французской Академии, участвовал в штурме Бастилии, дружил с Мирабо, состоял в крупнейшей масонской ложе, а «благодарным» потомкам запомнился только сборником афоризмов и анекдотов из жизни высшего света.
Себастьен-Рош Никола де Шамфор
Максимы и мысли. Характеры и анекдоты.
* * *
Те, кто составляет сборники стихов или острот, в большинстве своем подобны людям, которые угощаются вишнями или устрицами: сперва они выбирают лучшие, потом поглощают уже все подряд.
* * *
Свет рассуждает порою престранным образом. Если я говорю о другом человеке хорошее, а мнение мое хотят опровергнуть, мне твердят: «Он же ваш друг!». Ах, чёрт побери, да ведь он мне друг именно потому, что я превозношу его вполне заслуженно: этот человек таков, каким я его изображаю. Нельзя же путать причину со следствием и следствие с причиной! Зачем предполагать, будто я хвалю человека лишь потому, что он мне друг? Почему не предположить иное: он мне друг потому, что достоин похвалы?
* * *
Нельзя отрицать, что и новейшая история являет нам подчас подлинно могучие личности. Трудно понять, как удалось им сформироваться: современность - такое же подходящее для них место, как антресоль для кариатид!
* * *
Физический мир кажется творением некоего могучего и благого существа, которому пришлось часть своего замысла препоручить другому, злонамеренному существу. Зато мир нравственный - тот уж, несомненно, плод забав самого настоящего и к тому же рехнувшегося дьявола.
* * *
В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им подобает выглядеть; в мелочах - такими, какие они есть.
* * *
Дурак, которого вдруг осенила умная мысль, удивляет и озадачивает, как извозчичья кляча, несущаяся галопом.
* * *
В наши дни каждого, кто любит природу, упрекают в излишней восторженности.
* * *
Мало на свете пороков, которые больше мешают человеку обрести многочисленных друзей, чем слишком большие достоинства.
* * *
И дурные люди совершают иногда хорошие поступки: они словно хотят проверить, впрямь ли это так приятно, как утверждают люди порядочные.
* * *
Сперва нужно быть справедливым, а уже потом великодушным: сперва нужно обзавестись рубашками, а уже потом кружевами.
* * *
Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками - там нужна разменная монета, в особенности мелочь.
* * *
Разговор подобен плаванию: вы даже не замечаете, что корабль отчалил, и, лишь выйдя в открытое море, убеждаетесь, что покинули сушу.
* * *
Чувство, которое человек в большинстве случаев испытывает к своему благодетелю, похоже на его признательность зубодеру. Он говорит себе, что ему сделали добро, избавили от страданий, но тут же вспоминает, как это было больно, и уже не питает к своему спасителю особой нежности.
* * *
Клевета похожа на докучную осу: если у вас нет уверенности, что вы тут же на месте убьете ее, то и отгонять ее не пытайтесь, не то она вновь нападет на вас с еще большей яростью.
* * *
У людей всё суетно - радости и печали; но уж лучше пусть мыльный пузырь будет золотистый или лазурный, чем чёрный или грязно-серый.
* * *
К г-ну де Ла Б. я сохраняю чувство, которое испытывает любой порядочный человек, проходя мимо могилы друга.
* * *
Любовь - единственное чувство, в котором всё истинно и всё лживо; скажи о ней любую нелепость - и она мажется правдой.
* * *
Как бы плохо мужчина ни думал о женщинах, любая женщина думает еще хуже.
* * *
Мне хочется сказать о некоторых метафизиках то, что Скалигер сказал о басках: «Говорят, они понимают друг друга, но, по-моему, это сказки».
* * *
Кто-то сказал, что заимствовать у древних - значит заниматься пиратством в открытом море, а обкрадывать новейших авторов - значит промышлять карманным воровством на улицах.
* * *
Большинство произведений, написанных в наше время, наводит на мысль, что они были склеены за один день из книг, прочитанных накануне.
* * *
Можно иметь в голове множество идей и быть при этом неумным человеком, как можно командовать множеством солдат и быть при этом тупым генералом.
* * *
Лучшие свои произведения великие писатели создают в том возрасте, когда страсти их уже угасли: земля вокруг вулканов особенно плодородна после извержений.
* * *
Во Франции не трогают поджигателей, но преследуют тех, кто, завидев пожар, бьёт в набат.
* * *
Дворянство, утверждают дворяне, это посредник между монархом и народом. Да, в той же мере, в какой гончая - посредница между охотником и зайцами.
* * *
Кто-то сравнил неумелого благотворителя с козой, которая сперва даёт себя подоить, а потом, по безмозглости своей, опрокидывает копытом подойник.
* * *
В каждую пору своей жизни человек всегда вступает новичком.
* * *
В одном итальянском фарсе Арлекин говорит, касаясь недостатков обоих полов, что люди достигли бы совершенства, если бы не были мужчинами и женщинами.
* * *
Одного охотника пересказывать людям всё хорошее, что им случалось оказать друг о друге, называли любителем подобрословить.
* * *
Кто-то сказал о человеке, которому очень не везло в жизни: «Он на спину упадет, и то нос расквасит».
* * *
Не помню уж, какого президента парламента хвалили за то, что он башковит. В ответ кто-то заметил: «Это слово я слышал сотни раз, но еще никто не решился сказать, что он просто умён».
* * *
Однажды, когда в Академии шел какой-то бурный спор, г-н де Н. предложил: «Господа, а что если мы попробуем говорить не больше, чем по четыре человека сразу?»
* * *
Увидев, как герцогиня д'Олонн строит глазки собственному супругу, любовник её воскликнул: «Вот ведь негодница! Только мужа мне еще не хватало» - и тут же ушёл.
* * *
Не расхваливайте при мне характер Н.: это человек суровый и неумолимый, который опирается на свои холодные принципы, как бронзовая статуя на мраморный пьедестал.
* * *
М. признавался мне: «Я раззнакомился с двумя людьми: один никогда не говорил мне о себе; другой никогда не говорил со мной обо мне» .
* * *
М. говорил о г-же де С.: «Я думал, что она ждёт от меня безумств, и готов был их наделать; но она потребовала от меня глупостей, и я наотрез отказал ей".
* * *
Г-н де Л, пытаясь отговорить недавно овдовевшую г-жу де Б. от нового брака, урезонивал её: «Понимаете ли вы, какое это счастье - носить имя человека, который уже не в состоянии наделать глупостей?»
* * *
Виконт де С. подошел однажды к г-ну де В. с такими словами: «Правда ли, сударь, что в одном доме, где общество благосклонно признало за мной некоторый ум, вы соизволили отказать мне в этом качестве?». - «Все это сплошная выдумка, сударь: я никогда не бывал в домах, где за вами признавали бы ум».
* * *
В разговоре со мной М. заметил, что люди, которые в своих писаниях длинно и подробно оправдываются в чем-либо перед публикой, напоминают собак, с лаем бегущих вслед за почтовой каретой.
* * *
«Мне вполне довольно собственного общества, а придет время - обойдусь и без него», - говорил М, давая этими словами понять, что умрёт без особых сожалений.
Художник Валентин Губарев