Оригинал взят у
milij_rizhik в
Фармацевтические шоу«Только сегодня: здесь и сейчас, - кричит невысокого роста усатый мужчина в шляпе, расхаживая по пыльной сцене, установленной на главной и единственной площади маленького среднеамериканского городка,- патентованная мазь, приготовленная по рецепту известнейшего знахаря и шамана из племени кикэпу, сделает ваши волосы нежными и шелковистыми всего за одно применение!»
«Только для жителей этого благословенного городка у нас специальная цена: один флакончик чудо-мази всего за пятнадцать центов, а два флакончика - за двадцать пять!» - с этими словами усатый мужчина спускается в толпу зевак, чтоб каждый желающий мог купить «патентованный препарат», а на сцене его сменяют трое музыкантов, которые тут же начинают петь и играть.
Когда появились передвижные фармацевтические шоу, - маленькие фургончики, груженные лекарствами от всех болезней, самозваными докторами медицины и артистами всевозможных жанров, - никто не помнит, но уже в середине XIX века по всей Америке колесило бесчисленное множество этих полушарлатанов-полуциркачей.
Телевидения тогда не было, читать местные газеты, в которых писали о внезапно умершей корове мистера Смита, да о разболевшемся зубе шерифа Джонса было скучно, поэтому ярко раскрашенные фургончики фармацевтических шоу неизменно собирали вокруг себя толпу. «Патентованные препараты», продававшиеся на этих представлениях, не сильно отличались от того, что предлагала официальная медицина: всё те же пиявки для кровопусканий, кокаин, алкогольные настойки, травяные мази и припарки. Но ведь доктора не предлагали красочных выступлений, похабных песен, шпагоглотательниц в платьях с глубоким декольте и эликсиров от старости!
Одной из самых успешных была «Фармацевтическая компания индейцев кикэпу», выпускавшая «Сагву» - лекарство от всех болезней: одновременно по всей Америке ездило 140 фургонов, принадлежащих ей.
Шоу этой компании были самыми зрелищными и яркими. Это Сиг Мольтамо, кубинский пожиратель огня, работавший с «Кикэпу» в 1891 году.
Надо ли говорить, что один и тот же фургончик обычно не появлялся два раза в одном городке. Но приезжали другие, и доверчивые жители американской глубинки вновь покупали препараты от всех недугов и болезней - на этот раз самые настоящие и действенные.
В двадцатом веке популярность фармацевтических шоу постепенно сошла на нет и после Первой мировой войны от них остались только воспоминания. Но в сороковых годах сенатор из Луизианы Дадли Леблан вспомнил о былом успехе странствующих аптекарей, изобрел «Хадакол» и вернул фармацевтические шоу к жизни.
«Хадакол» стал для американцев панацеей от всех бед. Его рекламировали самые известные голливудские актеры, «Хадаколу» посвящались целые радиопередачи, самые знаменитые музыканты пели о «Хадаколе». «Хадакол» был везде: на радио, в газетах и журналах, в аптеках и даже в барах подавали «Хадакол» вместо виски. С рекламными бюджетами «Хадакола» могла соперничать только «Кока-Кола».
В 1950 году Леблан запустил «Хадакольный караван» - 130 автомобилей развозили под песни и пляски голливудских див «Хадакол» по всей стране. Леблан умудрился уговорить саму Джуди Гарланд участвовать в этом «караване».
А когда траты на рекламу «Хадакола» стали превышать доходы от продаж и расплачиваться со «звездами» стало нечем, Леблан продал свою компанию за восемь миллионов и сумел сделать это так, чтоб к новому владельцу перешла не только знаменитая торговая марка, но и его долги, и вскоре компания разорилась, поставив точку в истории фармацевтических шоу.
Ссылки (en):
Jerry Lee Lewis «Hadacol Buggie» (
youtube);
Photograph Coolbaugh's Medicine Show Headquarters, Wells Kansas c1912;
History of the Comstock Patent Medicine Business and Dr. Morse's Indian Root Pills;
A History of Medicine Shows;
The Indian Medicine Show.