Mar 09, 2022 15:39
Я очень люблю сериал Бортко "Мастер и Маргарита".
Нет, жалко, конечно, что не хватило денег на настоящего Бегемота, ясно, что всей свите и самому Воланду надо было сыграть эти же роли, но на 20 лет раньше... Но для меня все это искупается несколькими вещами. Например, фантастическим Мастером и изумительной Маргаритой, Гафтом в обоих ипостасях, и многим другим - но главное - этой находкой режиссера с переходом из монохромной сепии в цветной мир настоящей реальности, в котором живет, дышит и действует нечто большее, чем то, что мы видим своим черно-белым зрением.
Я все время пересматриваю эпизод с маленьким человечком, заведующим буфетом Соковым, потерявшим сто рублей в результате непосредственной встречи с Князем Тьмы. Мне он кажется одним из самых трагичных во всем романе.
Вроде и смекает бедный Андрей Фокич, что его реальность трещит по швам, что распадается на глазах, и сквозь дыры в этой реальности лезут ему навстречу какие-то невероятные персонажи, которых ни один честный буфетчик и вообразить не может... Вроде и мерещится ему что-то смутное из церковно-приходской школы, ведь учили его чему-то там - такому же выхолощенному и фанерному, про каких-то ходульных Бога и черта, но это же не взаправду! Это ж так только, для разговору - что, дескать, Бог накажет и черти возьмут, на самом же деле - вот он, надежный фанерный задник обычной жизни, обопрись на него... И опирается, и падает как с того табурета, и ведьма шпагу ему подает, и черт в кости приглашает сыграть, и свет ослепительный бьет через цветные ювелиршины стекла, а он, бедолага, все о червонцах. Не может он о них забыть. Не может вывалиться туда, где дует сокрушительный ветер, и Бог и черт решают судьбу Мастера.
Вот ведь как удивительно. Удивительно и страшно.
Один шаг нужно сделать для того, чтобы рухнули твои картонные подпорки, и увидел ты внезапно не бессмысленную мешанину из завтраков, обедов, червонцев, трамваев и чесунчовых пиджаков, а громадные механизмы Жизни и Смерти, неумолимо движущиеся над тобой, а может - если повезет, и лунную дорогу, по которой идет со своим вечным Спутником пятый прокуратор Иудеи...
Извините, если кто не понял, зачем я это все написала именно сейчас.
Сейчас я пишу много писем в Монастырь.
Все они примерно об этом.