- Мне кажется, я хорошо сыграла и имею право претендовать на награду за лучшую женскую роль, - с серьезным видом говорит девушка на инвалидной коляске, обращаясь к полному кинозалу. - Брайли, прости, - добавляет она, вызывая улыбку на лице своей напарницы, актрисы Брайли Лонг. - Организаторам Токийского международного кинофестиваля это тоже пойдет на руку, - деловито продолжает девушка, - если вы первыми в мире присудите кинонаграду роботу, вам будет гарантировано внимание широкой общественности. По залу проносится смешок, а речь девушки на инвалидной коляске тонет в громких аплодисментах.
Вчера в кинотеатре "Тохо Синема" в столичном районе Роппонги прошла мировая премьера картины "До свидания" (Sayonara) японского режиссера Кодзи Фукады, первой ленты в истории мирового кинематографа, где одну из главных ролей исполнил робот-андроид. Джеминоид-Эф, искусственный разум в теле обворожительной девушки на инвалидной коляске, представила на суд кинозрителей свою игру, самую что ни на есть "человеческую". Если бы Станиславскому удалось это увидеть, он ни за что не сказал бы Джеминоиду свое коронное "Не верю!", настолько органично она вписалась в роль.
"Это очень спокойный и мрачный фильм," - предупредил зрителей один из актеров. Фильм действительно оказался спокойным и мрачным - действие разворачивается вокруг темы смерти, или, если выразиться точнее, "умирания" или "угасания" главной героини, молодой девушки Тани (Брайли Лонг), которую судьба забросила в Японию, корчащуюся в агонии ядерного апокалисиса.
Недалекое будущее. Тринадцать атомных реакторов выходят из строя, и Страна восходящего солнца превращается в страну ядерной зимы. Жители вынуждены эвакуироваться, но учитывая размах проблемы, уехать сразу удается далеко не всем. Таня, живущая в уютном домике посреди степи в компании робота-андроида, оказывается в числе несчастливцев. Покинутая всеми, в том числе своим бойфрендом, которому удалось урвать счастливый билет в один конец, она буквально доживает отведенное ей время, предвидя скорый финал. Ее серые будни, пропитанные одиночеством, болью и печалью, скрашивает Джеминоид-Эф. Робот не только заботится о своей хозяйке, но и пытается приободрить ее стихами. На деле знакомство с мировой поэзией тянет Таню все глубже и глубже в пучину экзистенциальных дум.
Визуальный ряд идеально дополняет повествование - спокойная и мрачная картинка, приглушенные цвета, будто бы с налетом радиации. Наверное, именно так выглядит жизнь, когда понимаешь, что она скоро оборвется.
Фильм производит очень тяжелое впечатление, потому что Фукада умудрился каким-то невероятным образом вплести в сюжет множество острых социальных проблем: вопрос дзайнити, проблему беженцев, расовую дискриминацию, социальное расслоение. "До свидания" - это одеяло, сотканное из, казалось бы, разномастных лоскутков, которые, пришитые один к другому, составляют единое целое - берущий за душу фильм о многогранном японском обществе и его болезнях. По словам режиссера, действие происходит в недалеком будущем, где-то через тридцать лет, однако при просмотре складывается впечатления, что это самое недалекое будущее уже наступило.
Живя по соседству с Фукусимой, мы часто говорим о радиации, но мы никогда не думаем всерьез о том, что будет с "родиной" и с нами, если, не дай бог, случится ядерная катастрофа национального масштаба. Картина Фукады дает развернутый ответ на этот вопрос. Сразу переварить пищу для размышлений, подкинутую режиссером, не представляется возможным.
В широкий прокат "До свидания" выйдет 21 ноября. Мои рекомендации.