День 3 . 9 июня.
Наутро, покинув последний оплот цивилизации, мы двинулись в сторону республики Дагестан. Край белых приор и джигитов, сидящих в них, встретил очень бурно: нам старался приветственно сигналить и махать рукой каждый третий ))) Обгоны были хаотичны и резки, но поразило даже не это! Настоящие джигиты даже в свадебных кортежах обгоняли друг друга! )))
Наверное только в Дагестане во время остановок и перекуров харизматичный КТМ не менее харизматичного Шокера интересовал людей меньше, чем его борода, к тому времени густая и пушистая.
Молодые мусульмане вместо традиционного вопроса «сколько жрет, сколько прет» интересовались иным: едет ли Шокер в Мекку на хадж, сколько раз в день он совершает намаз и почему не побреет усы. Если на первый и последний вопрос у Шокера были ответы, то с количеством молитв Шок еще не определился ))
В этот день мы должны были пересечь границу с Азербайджаном и закладывали на ее прохождение 3 часа. Но так как Восток - дело тонкое, то даже пустая граница отняла у нас более 5 часов. Мы покорно смотрели, как служащие таможни носили бумажки от одного стола к другому с чувством собственного достоинства и с видом, будто выполняют важную государственную работу! Заплатив какую-то небольшую сумму за страховки (впрочем, за них можно попробовать торговаться) мы, наконец, перешли границу, хоть уже и в темноте. Пока мы запаковывались и думали над тем, где бы искать ночлег, к нам подошел приятный местный парень Тимур, который помог заселиться в гостиницу, заодно и позвал нас поужинать. Мы привлекли его внимание только потому, что он сам был мотоциклистом и его живо интересовало, куда мы едем. Впрочем, за ужином мы разговаривали на разные темы, но в основном разбирались в тонкостях религии. Отметили ДР Кристины и легли спать.
День 4. 10 июня.
Утро мы встретили чаепитием под сенью деревьев, куда нас пригласил тот самый Тимур, а Шокер получил в подарок от него закрепляющее средство от живота - кизиловые листья.
Несмотря на то, что в Баку нас уже ждал наш друг Эльхан, Тимур попросил нас, цитирую, «стать его гостями» на 2 часа», повез нас к себе домой обедать.
Через 2 часа мы расставались как старые добрые друзья. Мы бы посидели еще немного, но нас ждал Баку!
На въезде в столицу Азербайджана нас ждал очередной автомобильный хаос, но от мегаполиса странно было ждать иного. К счастью, наш друг Эльхан жил прямо у поста ГАИ на въезде в город, поэтому нам не пришлось испытывать судьбу в дерзком бакинском трафике. Дома, немного отдохнув с дороги, разделились на 2 группы: Слава с Шокером и Эльханом поехали узнавать в порт про паром до Туркменбаши, а я с Христиной, Петром и сыном Эльхан помчали докупить кое-какие вещи в дорогу.
Розы от сына Эльхана ))))
Вечером за столом долго слушали рассказы нашего друга, тоже искушенного путешественника, а потом опять-таки выпили за здоровье нашей спутницы Христины.
День 5. 11 июня.
Нам уже однажды доводилось уплывать из Баку на пароме (то была поездка из Баку до Актау на пароме со звучным названием «Шахдаг»), поэтому мы знали, что процедура покупки билетов и погрузки на паром будет ооооочень небыстрой. И в этот раз портовые служащие не отличились быстротой и предупредительностью, несмотря на договоренности накануне, поэтому мы жарились на солнце с обеда где-то до 18 часов вечера.
Каждый раз в этом вопросе невозможно достичь четкости и понимания. Осложнений добавляет и то, что билетная касса и грузовой паром находятся в разных местах, поэтому пришлось побегать по действительно немаленькому городу!
Стоимость билета с мотоциклом составила 185 долларов + пришлось оплатить услуги порта за трап 7 долларов с человека. Вуаля - и мы на корабле! С палубы нашей «Советской Киргизии», которая навострила нос к берегам Туркмении, мы в последний раз взглянули на вечерний Баку, на загружающийся рядом и знакомый нам с прошлой поездки паром «Шахдаг» и отчалили от берега! Завтра утром нас ждет новая страна - загадочный Туркменистан!
"Шахдаг":
День 6. 12 июня.
«Нас утро встречает прохладой обломом"!.. Туркменистан как бы вот он, его холмистые берега всего в паре километров от нас, но попасть нам в него не дают - стоим на рейде, а кэп говорит, что, мол, порт не дает разрешение на швартовку. К обеду появилась уже новая версия - шторм. Смотрим наружу - на воде тишь да гладь.
К вечеру недоумение возросло, ведь по паспорту это должен был быть наш первый день пребывания в Туркмении, первый из 5 дней транзитной визы. Соблюдал спокойствие лишь Шокер, который по-прежнему маялся животом и дежурил у гальюна. Делать было нечего, мы облазили весь корабль, глазели на манящий берег, загорали на палубе, жаль только нельзя было искупаться в море. Так ничем закончился этот день.
День 7. 13 июня.
Наутро ситуация не изменилась - в иллюминаторах все то же море и тот же берег. Продолжаем маяться...
Капитан и команда не дают никаких прогнозов, и мы начинаем заметно волноваться по поводу заложенных дней и маршрута на Туркмению. У нас остается 3,5 дня на страну, по которой мы уже должны мчаться без оглядки! Не вариант!
Тут я должна для всех непосвященных в «туркменский вопрос» кое-что разъяснить. Дело в том, что при получении туркменской визы, заявитель указывает как точку входа в страну, так и точку выхода из нее, изменять которые крайне нежелательно. Эти пункты проставлены в визе - страна бывшего СССР это строго отслеживает! В Туркмении в наши планы входило осмотреть столицу Ашхабад, огненную воронку Врата Ада (Дарваза) в самом сердце пустыни Каракум и выйти должны были в Туркменабаде.
Примерно вот так:
Понимая, что из-за вынужденной задержки наш маршрут скорее всего претерпит изменения, начинаем обмозговывать новый план. Картина вырисовывается следующая: 14е - при самом хорошем раскладе на таможне (то еще развлечение!) дорога до Ашхабада (500 км), утро 15го - беглый осмотр города и в обед отправление до Дарвазы (250 км); 16е - отъезд из Дарвазы до Нукуса (270 км). Хочу обратить ваше внимание, что 16 июня мы должны покинуть территорию Туркмении не позже 18 ч - в 20 ч. закрываются врата таможни, поэтому решили нарушить правило и выходить в другой точке, около Узбекского Нукуса. Потому что от Дарвазы до Туркменабада через Ашхабад мы бы не смогли проехать около 820 км даже теоретически!
Мы знали, что нарываемся на что-то нехорошее, но других вариантов у нас просто нет. Мы помнили опыт наших друзей - команду Саши Шмидта - парни проехали по такому же маршруту месяцем ранее и нарвались на депортацию из страны. Об это почитать можно
ЗДЕСЬ.
С такими прикидками после ужина мы еще раз сходили на капитанский мостик, где нас заверили, что завтра утром будем заходить в порт. Помолившись богам и отметив ДР Христины, мы легли спать.
День 8. 14 июня.
Около 5 утра нас разбудил шум корабельных двигателей - хороший знак! Значит - причаливаем! Значит наше морское приключение подходит к концу! Собрав вещи, мы выбежали на верхнюю палубу смотреть на швартовку. Каково было наше удивление, когда в порту мы заметили, что знакомый «Шахдаг» уже разгрузился! Понимаете фишку?…
Ну, здравствуй, загадочная Туркмения!
Где-то в 7 утра мы с мотоциклами покинули корабль и прошли в зону таможни. В пустынных залах кроме нашей пятерки и еще человек 5 никого больше и не было. Неспешно началось оформление.
Протянув в окошко документы, которые у нас были, мы стали наблюдать за тем, как кипа бумаг стала множиться на глазах. Делалось все это вручную (!), не на компьютере. Компьютеры в стране - не практикуются, ибо дороги, а может компьютеризация до страны еще не дошла. Туркмения вообще - страна парадоксов. Страна, с одной стороны, находится на расцвете, Золотой Век, с другой стороны - за пределами Ашхабада люди живут весьма бедно и жгут бесплатный газ, чтобы сэкономить на спичках.
Но не будем отвлекаться. Из первого окошечка нас отправляют во второе, из второго - в третье, из третьего - в четвертое и так далее по кругу. Такая процедура в миру называется «бегунок», с ней мы познакомились еще в порту Актау (Казахстан), поэтому это нас не удивляет ))) Интересно было, как одна женщина в окошечке выписывала нам ТАЛОН на ПОЛУЧЕНИЕ ТАЛОНА )) Писала она очень красиво, аккуратно выводя буковки шариковой ручкой, преисполненная гордости за свою работу. Особенно запомнилось, что пришлось даже проходить ветеринара! Поразила душераздирающая последовательность во всей этой адской цепочке, казалось, ничто не может разрушить эту стабильность! Но тут Петр, будучи парнем очень шустрым в жизни, по неосторожности решил в этот отлаженный ВЕКАМИ! алгоритм внести коррективы! Что оно сделал? Он подошел к таможеннику и спросил:
- Уважаемый, а давайте, ПОКА мы в ожидании ветеринара, пройдем следующее окошко?!
… Вы не представляете, какой невыразимый ужас, смешанный с ошеломлением, отобразился на лице бедного служащего!!! Он даже не сразу вспомнил русские слова, да что уж русские - он такого возмущения он забыл даже туркменский! «Вы с ума сошли!» - читалось в его глазах…
Петя все понял, извинился и тихо отошел.
Но и это еще не все. В определенный момент, когда дошла очередь оплатить маршрут (каждый турист обязан оплатить пошлину за бензин в расчете километража маршрута и за мосты, которые он проезжает) и за оформление квитанций, возникла поистине удивительная по отсутствию логики ситуация: если за первое оплата в долларах прошла обыкновенно и легко, то найти именно 4 маната за чел. стало проблемой в связи с отсутствием обменного пункта. Разговор был следующий:
- А где мы можем взять манаты?
- Вы можете обменять валюту в обменном пункте.
- А на территории порта есть обменный пункт?
- Нет. Он находится только в городе.
- То есть, мы можем съездить в город и там поменять?
- Нет конечно, вы же еще таможню не прошли.
- А где нам тогда взять манаты?
- Ну… вы можете попробовать у пассажиров порта обменяться.
После полученного ответа Слава вышел на улицу к расписанию, где «столпились» от силы 3 пассажира и спросил: "Граждане пассажиры, кто сможет обменять мне доллары на манаты? Нужно 20 манат, помогите чем можете". Один господин поменял нам манаты, получив взамен басурманские доллары.
Что касается «оплаты за проезд», то она, если не изменяет память, была в районе 100-150 дол.с человека.
Часа через 4-5, собрав целую кипу рукописей, которую и оставили таможенникам Туркмении на память, мы смогли наконец двигаться вглубь страны. Ура! Что же ждет нас впереди?..
Продолжение следует!