звуки речи по времени появления:

Aug 04, 2013 03:14

оригинал

Как формируется звуковая сторона речи ребёнка? Согласно исследованиям Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и Т.В. Филичевой, «усвоение фонетики в основном определяется речедвигательной сферой и зависит от артикуляционной сложности произносимого звука».

Это означает, что звуки речи появляются у ребёнка в определенном порядке, при этом сначала ребенок овладевает не теми звуками, которые чаще слышит от взрослых, а теми, которые ему легче произносить.

Легче всего детьми усваиваются звуки:
- появляющиеся на базе имеющихся у ребёнка безусловных рефлексов (сосательный рефлекс влияет на формирование губных звуков, таких, как [м], [п]/[б], [м']/[д'], [н']; глотательный - заднеязычных звуков [к], [г], [х].

- связанные со стабильным «задним» положением корня языка, которое формируется  ввиду преимущественного лежания ребёнка на спине (заднеязычные звуки).

- формирующиеся благодаря большему размеру языка по отношению к ротовой полости в сравнении со взрослыми и физиологически более высоким тонусом артикуляционных мышц (мягкие пары звуков).

Исследователи разделили все звуки речи на три группы по времени появления:

1. звуки раннего онтогенеза (появляются до 3-х лет) - [а], [о], [у], [и], [м], [п], [б], [д], [н], [к], [г], [х], [с], [з].
2. звуки среднего онтогенеза  (появляются в возрасте 3-4 лет) - звук [ы], звук [л'], также звуки различаются по мягкости-твердости, глухости-звонкости.
3. звуки позднего онтогенеза (появляются в 4-5 лет) - [р], [р'], [ш], [ж], [ч], [щ] (которые требуют верхнего положения кончика языка), [л], [ц].

Важно помнить, что в 5 лет все звуки речи должны произноситься в соответствии с нормативом. Обычно проблемы детей связаны с свистящими звуками ([с], [з] и их мягкие варианты), шипящими ([ш], [ж], [щ]), аффрикатами ([ц],[ч]) и сонорами ([р], [л] и их мягкие пары).

Родителей чаще всего беспокоит с звук р, с которым мы ждём до 5 лет, если не появился постоянно используемый горловой вариант (картавость). В этом случае при психологической готовности ребёнка его лучше скорректировать пораньше, чтобы неправильное произношение не закреплялось. Чем дольше по времени ребёнок пользуется неправильным вариантом, тем сложнее ему потом перейти на правильный.

В каком возрасте стоит обратиться к логопеду, если у ребёнка проблемы только с произношением? Если вы видите, что к 4-м годам ваш ребёнок неправильно произносит звуки раннего онтогенеза или у него есть неправильно произносимые шипящие, или одни звуки он заменяет другими, смешивает их, то точно стоит проконсультироваться со специалистом. Логопед оценит ситуацию и либо порекомендует сразу начать занятия по исправлению звукопроизношения (при условии психологической готовности ребёнка), либо обучит приёмам работы с ребёнком в домашних условиях. В таких случаях логопеды обычно советуют регулярно делать артикуляционную гимнастику для того, чтобы ребёнок лучше управлял своими речевыми мышцами, что поможет подготовить их к постановке правильного звука.

Также полезным будет развитие мелкой моторики (лепка, рисование, пальчиковые игры), так как зоны, отвечающие за мелкую и артикуляционную моторику, в головном мозге располагаются рядом. Развивая одно - стимулируем и другое.  Если же вопросы возникают только по поводу звуков [р] и [л] - самое время их исправлять наступает около пяти лет. В заключение хотелось бы напомнить о том, что полно и грамотно оценить состояние произношения ребёнка, выявить главную причину проблем может только специалист на очной консультации.

педагогика, 3-5, мова, рус-яз

Previous post Next post
Up