«- Вы должны как можно больше читать, читать, читать... - сказал писатель Лион Фейхтвангер начинающему литератору.
- Это обязательно? - удивился молодой человек.
- Конечно! Чем больше вы будете читать, тем меньше времени у вас останется для писания»
Картинка найденная по запросу " мировая варганная литература"
Могу смело посоветовать начинающим варганистам: как можно больше слушать музыки разных жанров, не исключая, разумеется, и варганную. По крайней мере, тем, кто воспринимает варган серьёзно и планирует заниматься им, как видом художественного творчества. Нет, нет, конечно, не для цели указанной в эпиграфе, а как раз для противоположной. Писателю любой национальности :) если он уже сформировался как творец, можно и не читать пишущую собратию (хотя можно и читать, знатоков литературы и параллельно отменных писателей очень много). Такой «нечитатель», живя активной жизнью, все равно не оторван от языка, на котором пишет, он накапливает материал и в результате имеет «что сказать» в своих произведениях. С музыкантами, если они не хотят зациклиться на достигнутом, совершенно иначе: кроме обычной людской жизни, дающей им важнейшую для деятельности эмоциональную составляющую, им крайне необходим язык музыки, причем не ограниченный рамками одного, любимого стиля. Необходим именно настоящий «лексический запас» «музыкальных слов», который всё время пополняется и даёт пищу для собственных музыкальных размышлений. Да, можно любить и наслаждаться музыкой танцпола или рэпом, и это прекрасно (я всегда говорю: «важно делать не что, а как»), но если вдруг стоит задача создавать не коммерческий продукт на варгане, а нечто большее, может статься, что музыкального словаря рэпера начнёт не хватать. Нужна обычная жизнь в музыкальной жизни.
Иногда слабое знакомство с мировой музыкальной и варганной музыкой порождает иллюзию уникальности варгана, особенно если подобная точка зрения с умыслом или без оного поддерживается кем-то из опытных варганистов. Да, это было бы здорово - оказаться перед чистым листом, быть одним из первых… Однако - увы и ах! - для этого надо изобрести новый инструмент самому. Варган, который все мы так любим называть «одним из самых старых музыкальных инструментов», давно не чистый лист, он имеет множество традиционных стилей, множество авторских находок, которые ведутся не одно столетие, не говоря уж про всё богатство остальной мировой музыки. Изучен ли он до конца и или на какой-то процент? Конечно нет, как и любой другой музыкальный инструмент.
Закончить хотелось бы анализом немузыкальных подходов к музыке. В поисках нового в музыке или в поисках чего-то «своего», музыканты и люди, пришедшие в музыку из других сфер, нередко придумывают новые правила игры и пытаются их придерживаться. Подходы могут быть разными: это попытка использования философских теорий, отказ от традиционных подходов путем введения в музыку элемента случайности, отвержение ритма, тональностей и мелодии, попытки создания неидиоматической музыки (не предсказуемой, не связанной с логикой человека). Я большой любитель авангарда, но позвольте, когда подобным экспериментам уже 100-150 лет, и это все уже давно является музыкальной культурой, считать это чем-то новым… И второе моё личное наблюдение: при всем уважении к личностям, создающим «не сцепленную с человеком музыку», таким как Дерек Бейли, Мортон Фельдман, Джон Кейдж и др., я нахожу в их самых радикальных произведениях вполне «музыкальные» ритмы (пусть очень странные), и мелодии (пусть очень необычные), и другое. Это не удивительно: пока человек не потерял сознание и не перестал им быть, он будет создавать человеческую музыку, какие бы нечеловеческие или немузыкальные задачи он не ставил.