Инструмент Паут

Feb 20, 2011 14:23



Ruuben Kesler

Примерно так переводится название эстонского пармупиля, которое, скорее всего, произошло от схожести со звуком, издаваемым этим насекомым. Традиции игры на пармупиле уходят в глубь веков, причем популярность народного инструмента была просто поразительна. Финский исследователь этномузыки Отто Ваисинен, находясь в Эстонии в 1913 году, сделал запись в своем дневнике “20 лет назад у каждого человека здесь был пармупиль. Теперь у них только скрипки и аккордеоны". Самый древний инструмент найден в местности Отепаа и датирован 12 веком, язычки традиционно делались из пил и пружин. Несмотря на то, что пармупиль не очень громкий инструмент, он повсеместно использовался на танцах, свадьбах и так же на нем играли в гостиницах. Иногда на свадьбе играл только пармупиль, и поскольку его трудно было услышать всем, многие ориентировались по звукам, издаваемым ногой музыканта. Надо сказать, что громкое отбивание ногой ритма, распространено не только в Норвегии, но и повсеместно в Европе.
Судя по архивным аудиозаписям мастерство и качество изготовления эстонской разновидности варгана, было на высоте, однако сейчас найти хороший, мелодичный пармупиль трудно.






Один из мастеров Johan Suits учился в Норвегии у Фолке Несланда и выковал несколько эстонских пармупилей по старым образцам, с использованием норвежского опыта. Это очень хорошие инструменты, но, к сожалению, он не выпускает их серийно, а проделал эту работу в качестве научного исследования для получения степени мастера, в Норвежском институте народной культуры в Телемарке.



Catlin Jaago
В этом же учебном заведении Catlin Jaago проводила анализ эстонской варганной музыки. В этой очень интересной работе можно найти нотную запись мелодий для пармупиля и множество сведений по истории, особенностях и тонкостях техники игры на эстонском варгане. Тезисы обоих упомянутых авторов можно легко найти в Интернете на английском языке (см. список использованных источников).
Энтузиастами народной музыки найдены аудиозаписи 42 мелодий для пармупиля, записанные в период 1929-1981. Мне довелось послушать дюжину из них, в основном 20-30 годов, в исполнении таких мастеров как Jaan Rand, Peeter Piilpärk, Peeter Vekman , Priidu Maritov, Villem Ilumäe.



Katariin Raska
Также мне удалось вживую услышать современного энтузиаста пармупиля Katariin Raska (Катарин Раска). Все они отменно и очень виртуозно владеют инструментом, исполняемая ими музыка это мелодические пьесы с филигранным ритмом и очень высоким темпом. Для образования мелодий используются техники чередования открытых и закрытых звуков, смены вдохов и выдохов, а также комбинации этих приемов. Особенностью является малое использование дыхания или органов артикуляции для образования звуков мелодии, которые в основном задаются частыми ударами по язычку. Особенно меня поразил звук старых пармупилей на граммофонных записях, таких качественных варганов я не слышал в других архивных аудио материалах. Очень чистый и идеально приспособленный для мелодической игры.



Priit Moppel
Современные пармупили сделанные Priit Moppel весьма качественны и имеют очень своеобразный звук, но, на мой взгляд, не продолжают традиции и мало подходят для исполнения мелодий.



Johan Suits

Использованы следующие источники:
1. Estonian jews harp stories
http://teora.hit.no/dspace/bitstream/2282/933/1/Estonian%20jews%20harp%20stories.pdf
2. THE PÄRNU TYPE OF WEDGED JEW’S HARP
http://teora.hit.no/dspace/bitstream/2282/482/5/JuhanSuits.pdf
3. Munnharpa #42 Kleggen i Estland «The Estonian Horsefly» by Einar Turtum
4. Munnharpa #12 Interview with Jarno Miettinen, munniharppu enthusiast from Suomi

разные варганы, интересные исполнители, приёмы игры

Previous post Next post
Up