Путь к Настоящему Изобретению или как изобретать

Oct 25, 2012 18:33


Глава из книги "Основы Разумной Изобретательности"

Большая трудность у начинающих - с чего начать, где брать задачи, проблемы для изобретения?

Ответ известен. Изобрести новое с нуля, «на ровном месте» невозможно. В пустой голове, пустой душе ничто новое не родится.

Значит, для того, чтобы новое родилось, нужно питать свой ум, свою душу. Нужно наполнять себя…

Чем же? Знаниями? Не только ими. Нужно наполнить себя образами, рождающимися из наблюдений за окружающим миром.


Учись видеть окружающий мир!

Существующие вокруг нас объекты это прошлые изобретения.  Давайте рассмотрим обычную ложку как решение проблемы.

Столовая ложка и ее родственники

Каково назначение (функция) обычной столовой ложки? Никогда не задумывались? Иначе говоря - зачем она?

Для того, чтобы понять функцию ложки, нужно вспомнить ситуацию, где начали использовать предка ложки - раковину. До сих пор в некоторых племенах африканского континента люди пользуются раковинами для зачерпывания жидкой пищи.

Зачерпывают пищу и дальше…? Переносят ее ко рту. Значит, можно определить функцию столовой ложки так - отделять и перемещать порцию пищи.

Иначе говоря, столовая ложка это тара для транспортировки пищи, особенно горячей. Изобретение «Ложка» разрешило несколько противоречий:

- надо быть близко к емкости с пищей, но нельзя, поскольку много едоков;

- надо переносить горячую пищу, но невозможно ее удержать.

А чайная ложка? Какова ее функция? Очевидно такая же, просто порция меньше.

Например, можно сахар накладывать щепотками, что экономно, но долго. Можно столовой ложкой - но легко ошибиться и положить больше чем нужно. Чайная ложка повышает точность отделения порции! И то же самое делает десертная ложка.

А вот половник? Зачем он, какова его функция? Ведь это тоже «ложка»!

Очевидно, что если есть много едоков, то возникает необходимость «разделить пищу на порции» и надо сделать это быстро, пока пища не остыла. А раскладывать ее по тарелкам столовой ложкой долго и голодные едоки могут побить неизобретательную повариху.




Как изобрести новую ложку?

Позвольте показать вам, как опираясь на полученное только что «знание о ложке», можно находить новые идеи.

Представим себе ложку с ручкой длиной 2 метра. Как можно ее использовать?

На занятии в 3-м классе бойкий Ваня быстро нашел решение. Он сказал: «Такой ложкой удобно доставать мячик, упавший в колодец!» Тут же нашелся критик: «Эта ложка будет тяжелая!» На что юный изобретатель доставалки-из-колодца достойно ответил: «Ее нужно делать из алюминия». И критик был посрамлен!

Мы пропустим ложку длиной 100 метров: сами подумайте, для чего она может пригодиться.

Сразу перейдем к ложке длиной 1000 километров и больше.

Как устроена и для чего нужна такая «суперложка»? Есть новые идеи? Нет ничего  - это нормально! Просто нужно чуть больше подумать.

Вспомним функцию ложки: перемещать порцию из одного места в другое. А теперь вообразите картину: есть место, где продукта много, а нужно переместить его в другое место, где его нет. Как можно это осуществить?

Очевидно, что продукт можно перевозить порциями, например в вагонах.

А еще можно потоком по трубе.

Мы с вами «изобрели» несколько видов транспорта: трубно-потоковый, а также вагонно-дискретный. А можно сделать и гибридный: по трубе с огромной скоростью перемещать вагоны с грузом или пассажирами. Если выкачать из трубы воздух, то скорость перемещения будет значительно больше чем у поезда.

И не важно, что найденные идеи уже реализованы или запатентованы. Важно, что у вас есть теперь метод поиска идей и вы можете им пользоваться в любой момент!

Он называется «метод числовой оси». Вот его алгоритм:
  1. Выбери объект;
  2. Выбери измеряемый параметр объекта, например длину;
  3. Изменяй параметр от 0 до бесконечности;
  4. На каждом шаге ищи ответы на вопросы: как устроено? Как действует новое устройство? Является ли полезным?
  5. Выбери другой параметр объекта и повтори шаги 3-4.

Метод универсальный, он гарантирует вам увлекательное путешествие в Мир

Новых Идей, а при вашей настойчивости выведет на полезное изобретение.

Как анализировать увиденное?

Мало видеть, нужно уметь анализировать увиденное. Давайте проанализируем обычное окно как прошлое изобретение, чтобы найти его слабости.

Какую проблему человечества решает окно с рамой и форточкой? Посмотрим историю изобретения.

Самое первое окно - это дырка, отверстие в стене пещеры, где укрывались люди. А дырка может быть большая, средняя и маленькая.

Что хорошо в малом отверстии в стене? Оно выпускает мало тепла, не создает сквозняк, от которого болеют дети.

А что плохо в малом отверстии - окошке? Мало света и в пещере рано темнеет.

Значит, окно должно быть большим? Увеличим размер окна.

Если окно стало больше, то в помещение поступает больше света и это хорошо. Но легче возникает сквозняк, легче уходит тепло.

Получается противоречие: окно должно быть большим, чтобы поступало больше света, И должно быть маленьким, чтобы не уходило тепло, не возникали сквозняки.

Окно средней величины не решает противоречие: оно недостаточно большое для света и через него уходит больше тепла, больше сквозняков чем через малое.

Решение известно: дырку закрыли рыбьим пузырем, а затем стеклом. Окно стало больше, теперь и тепло не уходит, и сквозняков нет. Правда воздух в помещении быстро становится не свежим. Это плохо для здоровья.

Новое решение: окно стали делать с форточкой, а затем со створками. Теперь его легко открыть и впустить свежий воздух. Но в окне со створками появляются щели. Холодный воздух снова проникает в помещение, снова надо что-то изобрести!

И еще одно решение: щели в окне затыкают, заклеивают, делают двойные рамы.

Получается и такое окно не вполне устраивает людей?

Вернемся к размеру окна. Если окно большое, то в помещении много света, но оно быстро нагревается солнцем, вечером легко просматривается с улицы. Надо регулировать проницаемость стекол. Нужны стекла, которые от солнца темнеют и не пропускают тепловые лучи в комнату. Такие стекла известны и называются фотохромные.

А чтобы помещение не просматривалось с улицы, используют занавески и шторы. Каждое дополнительное изобретение показывает несовершенство окна, как технического решения.

Последнее достижение в области окностроения - пластиковые окна. У них нет щелей. Но они менее долговечны, чем деревянные. Стали делать рамы из дерева, более точно подогнанные. Но они дороже пластиковых.

Можно ли найти идеальное решение? Да, его можно найти с помощью ТРИЗ. Нужно использовать принцип идеальности: объект САМ выполняет необходимое действие.

Идеальное окно САМО должно регулировать поток воздуха и света в помещении. И не нужно ставить датчики воздуха, температуры, ставить двигатель для открывания и закрывания окна. Конечно, всегда найдутся любители изобретать машины для открывания и закрывания окон.

А с помощью принципа идеальности можно продвинуться к предельным решениям, например таким:

- стекло, способное темнеть под действием солнечных лучей и светлеть при их отсутствии;

- «стекло», открывающее поры под действием накопившегося СО2 в помещении и впускающее свежий воздух.

Такого стекла пока никто не изобрел по нашим данным.

Подведем итоги. Как же нужно анализировать существующие решения?

Вот простой алгоритм анализа:

1.      Определите потребность человека, которую нужно удовлетворить. Например: получать свет в жилище.

2.      Какое средство может удовлетворить эту потребность? Например: окно.

3.      Что хорошо при использовании этого средства? Поступает свет.

4.      Какие слабые стороны есть у данного средства? Возникает сквозняк.

5.      Как можно усилить слабые стороны или использовать их с пользой?

6.      Какое  новое средство надо создать?

7.      Повторите шаги 3-5 с новым средством.

Всегда помните: принцип идеальности помогает легче продвинуться к сильному

изобретению.

Попробуйте, у вас может получиться Настоящее Изобретение!

ТРИЗ, изобретательность

Previous post Next post
Up