- продолжение письма Алене -
3. Поиск решения проблемы «работа для психолога»
Опишу Метод Фокальных Объектов. Он не гарантирует сильное решение, но если его прилежно использовать то можно, как минимум, убрать шаблоны в своей голове. А как максимум - найти нестандартное решение. А в пределе - освоить Управление Своим Мышлением!
В нем несколько простых шагов.
Шаг 1. Выбери изменяемый объект.
Пример 1. Доска классная. Пример 2. Психолог.
Шаг 2. Выбери 3 фокальных объекта, помогающих найти решение.
Фокальный - от слова «фокус», «фокусироваться»
Удобно выбрать: из растений, птиц, рыб, животных. Например - для Примера 1 - медведь, еж.
Шаг 3. Найди существенные (!) признаки этих фокальных объектов.
Признаки максимально их характеризующие.
Для медведя - лохматый, косматый. Еж - колючий.
Шаг 4. Присоедини признак к изменяемому объекту.
Получаем: лохматая доска, колючая доска.
Для другого примера: лохматый психолог, колючий психолог.
Шаг 5. Найди образ решения, отвечая на вопросы:
- как устроен новый объект? Как действует? Чем полезен?
Например, для «лохматой доски» однажды в классе получился такой вариант.
Выбрали сочетание «лохматая доска», сидим. Ни у ребят (пэтэушники), ни у меня ничего не светится в голове. Вижу по их лицам.
Практика использования МФО показывает, что бывают сочетания, которые я обозначаю знаком «бесконечность», то есть то, что смысла не несет! Вот лохматая доска и есть такое! Рекомендация: вот здесь и нужна концентрация воображения, фантазии, чтобы в бессмыслице найти смысл!
В группе произошло следующее. Один мальчик начал говорить что-то про бархат, ткань, на которой остается след, если провести рукой в одну сторону, и стирается, если провести рукой в другую.
Я говорю: «Молодец! Действительно ценное решение!» Но тут же находится критик, уничтожающий слабую пока идею.
Он говорит: «Ну разве это решение! Ведь след на такой ткани далеко не видно!»
Он прав. Совершенно верно, на имеющемся материале такой след далеко не виден! Но ведь, - объясняю я ребятам, - Мы не будем ограничиваться имеющимися материалами! Мы можем заказать и создать новый материал!
Тут поднимает руку еще один парень. Он нашел вариант: «Есть такой мех, он называется мутон: сверху темный, а когда проведешь рукой - светлая полоса остается!»
Вот так проходит работа методом фокальных объектов. А теперь оценим новое решение.
Новизна есть - новое решение. Подобных досок я не видел.
Полезность - да, полезно. В компьютерных классах, как говорят специалисты, нельзя писать мелом на доске.
Способ действия: ручкой, пальцем проводим по поверхности, на которой остается заметный след.
Материал: на первых порах можно выбрать из имеющихся. В перспективе - заказать создание нового материала с нужными свойствами.
Методические примечания
Примечание 1. Бывают сочетания, которые я обозначаю знаком «бесконечность», то есть то, что смысла не несет! Вот лохматая доска и есть такое! Рекомендация: вот здесь и нужна концентрация воображения, фантазии, чтобы в бессмыслице найти смысл!
Примечание 2. Бывают сочетания, которые можно обозначить нулем - банальные! Вот например: «лохматый психолог» - значит не причесанный. Здесь та же задача: уйти от банальности. Это наша думалка подсовывает готовенькое, ленится, не хочет искать! И нужны усилия - разума, разумные! - преодолевающие эту инерцию думалки.
Примечание 3. Суммируя первое и второе. Смысл работы в МФО состоит в том, чтобы, управляя своим Мышлением продвигаться к центру - к Нестандартному Решению. Продвигаться, уходя от "бесконечности" - как бы бессмыссленного сочетания, и уходя от "нуля" - как бы банально-тривиального сочетания, не несущего новизны.
История из практики
Дело было в 3-м классе. Придумывали мы новые шахматы. И выпало сочетание «жидкие шахматы».
Одна девочка говорит: «эти шахматы устроены так: фигурки из шоколада, а внутри лимонад. Съедаешь фигуру так: выпиваешь напиток, а потом съедаешь шоколад».
Хм, что тут скажешь… Девочку похвалил: «Молодец, новое, необычное решение!»
Потом поднимает руку мальчик: «А я слышал, что есть такие жидкие кристаллы. Можно сделать из них доску и, нажимая кнопки передвигать изображение фигур на доске».
Вот так решение! Молодец! Надо сказать, что это было в те годы, когда даже калькуляторов на жидких кристаллах не было! Мальчик прочитал о них в журнале «Юный техник». И работа методом фокальных объектов позволила ему найти новое решение на основе существующих знаний.
Итак, подведем итоги.
1. Метод фокальных объектов - не самый сильный среди других. Однако новое решение можно найти, если вновь и вновь выбирать фокальные объекты и находить смысл в получаемых сочетаниях.
2. Полезность МФО еще и в том, что с его помощью можно реально тренировать свое воображение и фантазию. А главное - волю, силу разума, стремящегося найти смысл в бессмысленных и новизну в тривиальных сочетаниях
Практикум
А теперь поднатужимся и попробуем продемонстрировать на практике поиск нового в тривиальном сочетании «лохматый психолог». Сейчас - фиксирую я - в голове ничего не светится. Абсолютно! Торичеллиева пустота.
Что помогает? Надо вникнуть, про-никнуть в суть сочетания. Ведь что значит - лохматый? Это что-то - не обязательно волосы! - торчит. А что может торчать = распространяться во все стороны? Какие-то щупальцы, СЕТЬ...
О! Засветилось - «лохматый» психолог имеет некие щупальцы, свою сеть, приносящую ему добычу. Банально - объявления. Более ново - люди, знающие о нем, о его услугах и сами продвигающие его услуги друг другу.
Решение - оказание простой услуги, бесплатной консультации по популярным вопросам гражданам, настолько актуальной, что люди САМИ сообщают друг другу об этом специалисте.
Вспомнил. Когда жили в Челябинске, то видел в одной газетке бесплатных объявлений минизаметки администратора только что созданной психологической фирмочки. Девушка продвигала услуги своей фирмы через сеть газет бесплатных объявлений.
Юмор
Спросил жену - что приходит в голову при сочетании «лохматый психолог». Сначала - психолог, затурканный работой так, что расчесаться некогда. А когда уточнил задание -надо понять, чем полезен и как работает такой психолог? - получился еще один вариант.
В буквальном смысле лохматый психолог своей прической демонстрирует внутреннюю свободу, раскованность и помогает другим людям обрести такую же свободу.
МиниТренинг
А теперь вы попробуйте, Читатель, найти полезное решение в словосочетании "Колючий Психолог".
Банальное решение известно. Есть психологи какой-то школы, которые клиента носом тычут в его проблему, колют его его же проблемой, типа: "Это вам выгодно, жить с такой проблемой? Почему вам выгодно иметь эту проблему?"
Используется, чтобы отучить от алкоголизма. И получается. Знаю примеры.
А вот как найти более новое решение: колючий Психолог, а не колет.. Или колет гуманно, с любовью!
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
Надо иметь в виду, что ваше "мышление" - и не только оно! - будет всячески сопротивляться, изворачиваться, отлынивать от такой работы. Будут возникать мысли, типа: "да зачем мне это надо?", "да не сейчас, в свободное время займусь..."
Ваш личный тренинг в том и заключается, чтобы преодолеть это сопротивление! В конце концов - кто кем владеет?
Вы думалкой, или думалка вами?
УСПЕХОВ!