Нужно ли сожалеть о царской России. Часть 13. Иллюзия выборов при царе. Выборы по сословным «куриям»

Aug 13, 2024 15:30





Государственная дума Российской империи. Фото из доступных источников.

Государственная дума царской империи была продуктом незавершенной революции 1905-07 годов. До 1905 года Россия представляла собой абсолютную монархию, не обремененную никакими выборными представительными учреждениями. Верховная власть целиком и полностью - если не считать Земских соборов, окончивших свое существование в середине XVII века - находилась в руках царя и им же назначаемых и смещаемых министров. Поэтому требование «народного представительства» в течение почти ста лет звучало в той или иной форме в программах всех мало-мальски демократических российских движений.

Революция 1905-1907 гг. была демократической, имела общенародный характер. Революция проходила под лозунгами осуществления буржуазных свобод. В сложившихся условиях самодержавие пыталось использовать различные способы борьбы с революцией - от политического террора до политических уступок народным массам.

Одной из таких уступок стала, попытка министра внутренних дел России А. Г. Булыгина создать при царе Государственную думу - совещательный орган без каких-либо законодательных прав.

В манифесте от 6 августа 1905 г. говорилось: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов».



Цензовая система со льготами для имущих классов, выборы по сословным «куриям» - все это лишало представительства в Думе наиболее активные и многочисленные слои общества: городскую мелкую буржуазию, рабочих и основную массу крестьян. Правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимых имуществ, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, крестьяне - только на особых основаниях. Рабочие, женщины, военнослужащие, учащиеся не имели избирательных прав.

Не только пролетариат бойкотирует Думу, но и Дума бойкотирует пролетариат, - с горькой иронией резюмирует Ленин в 1905 году.

"Булыгинская дума", как прозвали ее народные массы, была сметена Всероссийской политической стачкой в октябре 1905 г.

Мощное стачечное движение, носившее политический характер, заставило царя пойти на подписание Манифеста 17 октября 1905 г., обещавший созыв законодательной Думы.

Манифест обещал населению "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов".

В России вводилась Государственная дума, которая объявлялась законодательной. В Манифесте содержалось обещание, что "никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы". К участию в Думе было обещано привлечь те классы населения, которые ранее были лишены избирательных прав. Это касалось, прежде всего, рабочих.

Проект царского Манифеста не обсуждался на заседании Государственного совета, как это тогда полагалось. Против проекта яростно выступили наиболее близкие к царю сановники, министр императорского двора Фредерикс и др. Однако времени на дебаты и размышления не было. Николай II это прекрасно понимал. 17 октября 1905 г. принимается Манифест об усовершенствовании государственного порядка, провозгласивший: 1) дарование свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) привлечение к выборам широких слоев населения; 3) обязательный порядок утверждения Государственной Думой всех издаваемых законов.

В стране возникают и легализуются многочисленные политические партии, формулирующие в своих программах требования и пути политического преобразования общества. Манифест 17 октября 1905 г., провозгласив введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной Думы), ограничивающего монархическую власть положил начало буржуазному конституционализму в России.

Уже после бойкота «булыгинской» Думы 11 декабря 1905 года принимается несколько более «демократичный» избирательный закон. По этому закону выборы в Думу были многоступенчатыми, сословными и неравными.

Избирательное право имели не все жители империи. Для того, чтобы иметь избирательное право необходимо минимум за год до выборов соответствовать следующим критериям:

· по землевладельческой курии - быть владельцем от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, иметь недвижимую собственность стоимостью не менее 15 тыс. рублей.

· по городской курии - быть владельцем городской недвижимости и торгово-промышленных заведений, квартиросъемщиком или служащим.

· по крестьянской курии - иметь домовладение;

· по рабочей курии - быть рабочим предприятия с не менее 50 рабочими мужского пола.

Кроме того, имелись категории населения, вообще лишённые избирательных прав. К ним относились иностранные подданные, лица моложе 25 лет, женщины, учащиеся, военные состоящие на действительной службе, бродячие инородцы, признанные виновными в преступлениях, отрешённые от должности по суду (в течение 3 лет после отрешения), состоящие под судом и следствием, банкроты (до определения причины - все кроме несчастных), состоящие под опекой (под опекой помимо малолетних состояли глухонемые, душевнобольные и признанные расточителями), лишённые духовного сана за пороки, исключенные из сословных обществ по их приговорам, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники (во вверенных им территориях) и полицейские (работающие в избирательном округе).

Выборы проходили в несколько ступеней:

· для городской курии двухступенчатые: в Петербурге и Москве и 24 крупных указанных в избирательном законе городах избиратели выбирали выборщиков на городское собрание, которое затем избирало членов Думы.

· для землевладельческой курии (в уездах и всех других городах) двух- или трёхступенчатые: лица, чья собственность была равно или больше установленного для данной местности ценза на уездном съезде землевладельцев избирали делегатов на губернское собрание, которое затем избирало членов Думы. Владельцы 1/10 ценза и священнослужители на предварительных уездных съездах избирали уполномоченных, которые затем на уездных съездах вместе с крупными землевладельцами избирали выборщиков для губернского избирательного собрания.

· для рабочей курии трёхступенчатые: 1) выборы одного уполномоченного от рабочих от предприятия с численностью рабочих 50-1000 человек или по 1 уполномоченному от каждой тысячи рабочих на крупных предприятиях, 2) избрание выборщиков на губернских сходах уполномоченных, 3) выборы членов Думы на губернском избирательном собрании;

· для крестьянской - четырёхступенчатые: 1) выборы выборных от 10 дворов, 2) выборы уполномоченных от волости на волостном сходе, 3) избрание выборщиков на уездном съезде уполномоченных, 4) выборы членов Думы на губернском или областном избирательном съезде[51].

Таким образом, эти курии (в 26 городских округах выборщиков избирали только городская и рабочая курии) избирали выборщиков в собрание избирателей округа, которое затем уже на избирательном съезде избирали столько депутатов, сколько полагалось законом избирать от данного округа.

Сословно-куриальная система была признана более предпочтительной, чем общие, прямые, равные и тайные выборы, так как и император, и председатель правительства С.Ю.Витте опасались, что «в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты».

Было создано 135 избирательных округов в том числе 26 городских (избирали 34 депутата), 33 территориально-сословных, конфессиональных, территориально-конфессиональных и этнических округов (40 депутатов). От губернии избиралось от 2 до 15 депутатов, от города - от 1 до 6. Европейская Россия избирала 412 депутатов (79 %), Польша - 37 депутатов (7 %), Кавказ - 29 (6 %), Сибирь и Дальний Восток - 25 (4 %), Средняя Азия и Казахстан - 21 (4 %)

Выборы проводились в основном в феврале-марте 1906 года, а в национальных районах и окраинах и позже, так что к началу работы из 524 депутатов были избраны около 480, поэтому состав первой Думы постепенно дополнялся подъезжающими избранными депутатами. Во многих районах Сибири, например, выборы проводились в мае-июне 1906 года, кроме того властями отрабатывался механизм проведения выборов в условиях военного положения, поэтому военное положение было введено во всех уездах, прилегавших к линии Сибирской железной дороги.

Представители левых и крайне правых партий бойкотировали выборы, левые считали, что Дума не обладает никакой реальной властью, а крайне правые вообще относились отрицательно к самой идее парламентаризма, выступая за незыблемость Самодержавия. Несмотря на это, в выборах участвовали меньшевики и социалисты-революционеры, как независимые кандидаты.

В.И.Ленин ПСС т.39 Привет итальянским, французским и немецким коммунистам стр.219:

"Только негодяи или дурачки могут думать, что пролетариат сначала должен завоевать большинство при голосованиях, производимых под гнетом буржуазии, под гнетом наемного рабства, а потом должен завоевывать власть. Это верх тупоумия или лицемерия, это - замена классовой борьбы и революции голосованиями при старом строе, при старой власти".

Отзыв И.В.Сталина на этот «первый русский парламент»: «Что такое Дума, из кого она состоит? Дума - это ублюдочный парламент. Она только на словах будет обладать решающим голосом, на деле же у неё будет лишь совещательный голос, ибо в качестве цензоров над нею будут стоять верхняя палата и вооружённое до зубов правительство. В манифесте прямо говорится, что ни одно постановление Думы не может быть проведено в жизнь, если его не одобрят верхняя палата и царь. Дума не является народным парламентом, это парламент врагов народа, ибо выборы в Думу не будут ни всеобщими, ни равными, ни прямыми, ни тайными. Ничтожные избирательные права, предоставляемые рабочим, существуют только на бумаге».
(И. Сталин. «Государственная Дума и тактика социал-демократии», опубликовано 8 марта 1906 г.)

Творцы избирательного закона не включили Сибирь в число районов, в которых создавалась самостоятельная рабочая курия. Не полагаясь на рабочих и демократические слои интеллигенции, правительство надеялось на сохранение у крестьянства края монархического инстинкта.
Представительство было неравным: теперь у помещиков 1 выборщик приходился на 2 тысячи человек, у крестьян - на 30 тысяч, а у рабочих - на 90 тысяч. Иначе говоря, 1 голос помещика равнялся голосам 45 рабочих.

Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора.

С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный Совет.

Одновременно с “Учреждением” было принято новое Положение о Государственном Совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Государственный совет должен был утверждать проекты, прошедшие обсуждение в Думе.

II Государственная дума Российской империи просуществовала с 20 февраля по 2 июля 1907 года.

Выборы во II Государственную Думу проходили по тем же правилам, что и в Первую Думу (многоступенчатые выборы по куриям). При этом сама избирательная кампания проходила на фоне хотя и затухающей, но продолжающейся революции: «беспорядки на аграрной почве» в июле 1906 года охватили 32 губернии России, а в августе 1906 года крестьянскими волнениями было охвачено 50 % уездов Европейской России.

В течение 8 месяцев революция была подавлена. По Закону от 5 октября 1906 года крестьяне были уравнены в правах с остальным населением страны. Второй Земельный Закон от 9 ноября 1906 года разрешал любому крестьянину в любой момент потребовать причитающуюся ему долю общинной земли. По «сенатским разъяснениям» избирательного закона (январь - февраль 1907 года) от выборов в Думу была отстранена часть рабочих и мелких землевладельцев.

Открытие II Государственной Думы состоялось 20 февраля 1907 года. Председателем Думы стал избранный от Московской губернии правый кадет Фёдор Александрович Головин.

Любым путём правительство стремилось обеспечить приемлемый для себя состав Думы: от выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами, по городской курии не могли избираться рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз, и т. д. Дважды по инициативе П. А. Столыпина в Совете министров обсуждался вопрос об изменении избирательного законодательства (8 июля и 7 сентября 1906 года), но члены правительства пришли к выводу о нецелесообразности такого шага, поскольку он был связан с нарушением Основных законов и мог повлечь обострение революционной борьбы.

На этот раз в выборах участвовали представители всего партийного спектра, в том числе и крайне левые. Боролось в общем, четыре течения: правые, стоящие за укрепление самодержавия; октябристы, принявшие программу Столыпина; кадеты; левый блок, объединивший социал-демократов, эсеров и другие социалистические группы. Устраивалось много шумных предвыборных собраний с «диспутами» между кадетами, социалистами и октябристами. И все же избирательная кампания носила иной характер, чем при выборах в Первую Думу. Тогда никто не защищал правительство. Теперь же борьба шла внутри общества между избирательными блоками партий.

Итоги выборов во II Госдуму сильно отличались от итогов выборов в I Госдуму. Рост количества депутатов левого блока наглядно показывает таблица:

Депутаты левого блока Государственной думы

Партия                              I Дума                 II Дума

РСДРП                                      18                              64

Эсеры                                        -                              38

Народные социалисты        -                              18

Поводом для роспуска было обвинение 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Предполагалось, что некоторые члены фракции социал-демократов вошли в сговор с «военной организацией РСДРП», занимавшейся подготовкой восстания в войсках 3 июня 1907 года (т. н. Третьеиюньский переворот).

Столыпин убедил Николая II пойти на радикальную меру, которую противники режима тут же назвали государственным переворотом, а сторонники расценили как подтверждение самодержавных прав российского монарха.

В апреле-мае 1907 года депутаты социал-демократической фракции совместно с Военной организацией РСДРП подготовили «солдатский наказ», в котором военнослужащие описывали все тяготы и лишения солдатской службы.

5 мая состоялась передача солдатами этого «наказа» депутатам Госдумы. Полиция, прибыв к этому моменту, задержала 35 человек социал-демократов, включая пятерых депутатов Думы, и произвела обыск, изъяв многие документы. Изучив документы и допросив арестованных солдат - составителей «наказа», - следствие пришло к выводу о наличии противозаконного заговора.

1 июня 1907 года в Госдуму явился премьер-министр Пётр Столыпин, попросивший объявить заседание закрытым. На нем представитель прокуратуры зачитал постановление судебного следователя о привлечении к ответственности всей социал-демократической фракции Думы на основании результатов обыска 5 мая.

Выступивший после этого Столыпин пояснил требования правительства: Думе предлагалось отстранить 55 депутатов от участия в заседаниях, а с 16 депутатов снять парламентскую неприкосновенность. Затем представитель прокуратуры огласил постановление о предании депутатов суду.

Заявление Столыпина выглядело по форме ультиматумом. Он закончил свою речь словами: «Какое бы то ни было промедление в удовлетворении этого требования или удовлетворение его в неполном объёме поставит правительство в невозможность отвечать за безопасность государства».

Однако Дума не поторопилась с ответом, а образовала комиссию из 22 депутатов для изучения материалов дела. И тогда 3 июня последовал манифест императора о роспуске Второй Государственной Думы.

В указе царя в качестве главной причины прекращения работы Думы не упоминалось дело социал-демократов. В упрек палате ставились медленность рассмотрения и отклонение представленных правительством законопроектов, а также обращение права запросов в метод борьбы с правительством.

К перевороту относится дальнейшее действие Николая II: принятие нового избирательного закона. Это было прямым нарушением «конституции», в которой было записано: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы…»

Не согласуется этот шаг и со статьей 87 Основных законов, когда царский указ в период перерыва в работе Думы временно приобретал права закона. Во-первых, в момент подписания указа Дума работала, а во-вторых, этот указ и не вносился на рассмотрение Думы вообще.

Следовательно, царь, в нарушение Основных законов Российской Империи, снова выступил как преступник, наплевавший на законы, как единственный и монопольный законодатель, миновав законодательные органы власти.

Правая фракция внесла запрос о ходивших в обществе слухах о раскрытии покушения на великого князя Николая Николаевича и Николая II. Все эти действия были срежиссированными - Столыпин и лидер умеренно-правых граф В.А.Бобринский предварительно согласовали свои действия, а Столыпин сделал заявление в Думе одновременно с опубликованием правительственного коммюнике в прессе. Обыск в штаб-квартире социал-демократов не упоминался.

В 1911-1913 годах достоянием общественности стали сведения о том, что написание «солдатского наказа» и организация визита солдатской делегации к социал-демократическим депутатам происходили при активном участии внедрённых в петербургскую Военную организацию РСДРП агентов Охранного отделения. Военная организация находилась под тщательным надзором полиции, два её участника - Екатерина Шорникова и Болеслав Бродский - были полицейскими информаторами.

Вот после этих провокаций в отношении социалистов-революционеров, организованных Столыпиным, Бобринским и полицией, г-н Столыпин произнёс слова про великую Россию, которая ему нужна, а революционерам дескать нужны только потрясения.

Статья В.И. Ленина "Столыпин и революция": "Погромщик Столыпин подготовил себя к министерской должности именно так, как только и могли готовиться царские губернаторы: истязанием крестьян, устройством погромов, умением прикрывать эту азиатскую «практику» - лоском и фразой, позой и жестами, подделанными под «европейские».

Николай II 3 июня 1907 объявил о роспуске II Думы и изменении избирательного закона (с юридической точки зрения это означало государственный переворот). Депутаты Второй Думы разъехались по домам.

Избирательные кампании в III и IV Государственные думы проводились согласно Положению о выборах, утвержденному Николаем II 3 июня 1907 г. без одобрения Государственной думы, что являлось нарушением Основных государственных законов.

При формальном сходстве с Положением от 11 декабря 1905 г. это был принципиально иной избирательный закон. Существенно изменились нормы представительства при общем уменьшении депутатских мест с 524 до 442. Прежде всего были ущемлены права рабочих и крестьян, населения национальных окраин Российской империи. В итоге закон 3 июня 1907 года радикально перераспределил число выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии: они получили 2/3 общего числа выборщиков, а рабочие и крестьяне имели около 1/4 выборщиков. Один голос помещика приравнивался к четырем голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелких городских собственников, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Рабочие потеряли половину выборщиков, а крестьяне - больше половины. Правительство убедилось в том, что ненависть к помещикам сильнее монархической идеи в головах крестьян.

Представительство Сибири (Западной и Восточной) сократилось почти наполовину, с 20 до 11 чел. Две области Якутскую и Акмолинскую с центром в Омске, царское правительство вообще лишило возможности избирать депутатов.
В третьеиюньском манифесте 1907 г. была сделана явно неуклюжая попытка оправдать такое решение: "В тех же окраинах государства, где население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную думу должны быть временно приостановлены". Хорошо известно, что в России никогда не было ничего более устойчивого, чем то, что объявлялось властями временным.
Правительство постаралось максимально учесть "недостатки" Положения 11 декабря 1905 г., на основе которого строились выборные кампании в I и II Государственные думы. Соотношение городских и сельских выборщиков изменилось в пользу первых. Таким образом власть предержащие отреагировали на действия крестьян в 1905-1907 гг., слухи о монархизме которых оказались преувеличенными.
Но и городу правительство по-прежнему не доверяло. Городская курия в большинстве городов была разделена на два избирательных съезда: I - для крупной буржуазии и высокооплачиваемой интеллигенции, II - для остальной частей городских избирателей. Естественно, что первому городскому съезду (курии) отводилось значительно больше мест выборщиков чем второму. Но по роли в общественной жизни немногочисленная, социально однородная I курия не могла успешно конкурировать со II курией.
В избирательные списки по II городской курии вносились мелкая буржуазия, часть интеллигенции, рабочие (самостоятельной рабочей курии в Сибири не было), обладавшие необходимым цензом.
В период избирательных кампаний в III и IV Государственные думы в Сибири II городская курия (а в Восточной Сибири городская, так как там городских избирателей не развели по куриям) явилась исключительно важным местом легальной предвыборной и выборной политической борьбы. Местная администрация, обеспокоенная тем, что демократически настроенные избиратели на предыдущих выборах отдавали голоса оппозиционным правительству кандидатам, прибегла к различным организационным приемам.

Большевики, как известно, участвовали в Третьей и Четвёртой Государственных Думах и даже имели там небольшую собственную фракцию. Как выражался позднее Ленин, «шли в вонючую Думу». С началом мировой войны большевистскую фракцию в полном составе отправили в Сибирь..

Третья Государственная Дума работала с 1907 по 1912 годы.

Она была более консервативной, чем I и II Думы. Среди её депутатов было много крестьян, купцов, представителей церкви и армии. Представителей рабочего класса и революционных партий в III Думе не было.

Председателем Третьей Думы был князь Георгий Львов. Депутатами стало 442 человека.

Четвёртая Государственная Дума Российской империи собралась на первое заседание в Таврическом дворце Санкт-Петербурга 28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1912 года.

Председателем выбрали представителя партии октябристов Михаила Родзянко. За него проголосовал 251 депутат, а против - 150.

Основными фракциями стали правые и националисты, октябристы, прогрессисты, кадеты. Кроме того, в Думе были представлены трудовики и социал-демократы.

Всего за период работы IV Государственной Думы было проведено пять сессий: две из них пришлись на довоенный период и три - на Первую мировую войну.

Государственная Дума была ликвидирована декретом Совета народных комиссаров 18 декабря 1917 года.

Продолжение следует...

Общество, Государственная Дума при царе, Выборы, История, Царизм, Империя, Государственный переворот, Капитализм

Previous post Next post
Up