«Свой среди чужих, чужой среди своих». Сначала Н.Михалков написал неправдоподобный сценарий.

Jun 20, 2024 11:20





Никита Михалков в роли есаула. Фото из доступных источников.



Никита Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве в семье писателя, поэта, сценариста, Сергея Михалкова и поэтессы, писательницы и переводчицы Натальи Кончаловской. Старший брат - Андрей Кончаловский - кинорежиссёр, сценарист, продюсер, народный артист РСФСР. Широкую известность получил в 18 лет, сыграв главную роль в фильме Георгия Данелии "Я шагаю по Москве", в котором также как бы "спел" одноимённую песню при полном отсутствии голоса.  Неужели никто кроме Никиты не мог спеть эту песню? Неужели Никита не понимал, что это невозможно слушать?

image Click to view



Дебютной работой в полнометражном кино режиссёра Никиты Михалкова стал ремейк на фильмы Серджо Леоне с Клинтом Иствудом в главной роли. Кинокритики утверждали, что в картине «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) слишком много экшена, герои напоминают американских ковбоев, но при этом по сюжету непонятно, кто за кого, и, кроме того, фильму не хватает ярких и интересных персонажей. Объединяет все эти картины, перенятые у голливудских аналогов, широкие просторы «диких, диких» земель (степи, пустыни), погони на лошадях, поездах и неугасаемая революционная романтика.

Многим зрителям постановка этого фильма покажется непривычной и даже непонятной. К такому фильму невозможно привыкнуть.

Фильм дробится на мелкие эпизоды, а добрую треть сеанса в кинозале то и дело слышался шепот: «А кто это? А это что? Почему?». Зрители не понимали, почему так часто в фильм вклиниваются картины объятий и радости солдат, откуда взялась карета, которая вдруг в самый неподходящий момент катится с холма. Какая "Победа", над кем? Быть может это 9 мая 1945? Лишь после неоднократных повторений по телевизору таких кадров зритель поймет, что это означает, что символизм. А может быть, и не поймет.

Это оказывается конец Гражданской войны.

А в чём же сюжетная линия? Чекисты губернского городка отправляют в Москву золото, необходимое для закупки хлеба. Броневагон с ценным грузом (золотые изделия на сумму 526 тысяч рублей) должны сопровождать пятьдесят бойцов с двумя пулемётами под началом Егора Шилова. Бывшие белогвардейцы похищают ценный груз, но делают это так, что в краже обвиняют чекиста Егора Шилова.

Неожиданно в комнате Шилова обнаруживают изуродованный труп, который ошибочно принимают за тело Егора. И тут "шедевр" от сценаристов фильма Эдуарда Володарского и Никиты Михалкова - секретарь губкома Сарычев (Анатолий Солоницын) в целях конспирации решает отправить саквояж с золотом в тот же день тайно и с минимальной охраной во главе с Липягиным, а бронированный вагон оставить на станции у всех на виду. Как же так, ведь бандиты узнали об отправке золота, узнали данные о руководителе Шилове?

А ведь можно было обратиться к крокодилу Гене, он бы ещё и Чебурашку взял.

image Click to view



Предатель в рядах ЧК сообщает об этом группе налётчиков из пяти бывших белых офицеров, которые при пособничестве железнодорожника Ванюкина (Александр Калягин), напав на вагон с чекистами и расстреляв их, отцепляют его и завладевают золотом.

То белые напали на поезд, потом бандиты напали на поезд. Причём во главе бандитов тоже белый офицер (есаул) Брылов (Никита Михалков).

Погибают все белые налётчики, кроме ротмистра Лемке (Александр Кайдановский), у которого в суматохе похищают саквояж с драгоценностями. Обнаружив пропажу золота и выяснив, что Брылов о нём ничего не знает, Лемке решает присоединиться к банде с целью найти и вернуть саквояж.

Тут Никита Михалков решил помимо вестернов использовать сюжет фильма "Адъютант его превосходительства", только во главе бандитов почему-то есаул, который не проводит экспериментов с белыми с последующим расстрелом, а решает дружить с образованным Лемке.

А в это время главный герой фильма Шилов понимая, что ему грозит смертный приговор, сбегает из-под конвоя и отправляется на поиски похитителей. К Шилову частично возвращается память, он вспоминает Ванюкина и находит его. Егор узнаёт о похищении ценностей бандой Брылова и заставляет железнодорожника явиться с повинной в ЧК. На допросе Ванюкин сообщает, что выполнял указания человека, которого не знал, общаясь с ним только по телефону или через «господ офицеров». Шилова же он держал у себя дома, обкалывая его наркотиками, чтобы тот ни о чём не догадался.

===========================================

Мой комментарий.

Ха-ха-ха!!! Как Шилов разделил видения в наркотическом угаре и реальность. Перед глазами Шилова вдруг возникают белые вспышки, а затем картинка с Ванюкиным. И он решает искать Ванюкина, не представляя где и кого. А сколько таких Ванюкиных он видел в наркотическом угаре? Он всех нашёл? Как в фильме "Девушка без адреса" обошёл 4800 квартир.

===================================

Но нет, дорогие читатели, Шилов не такой простачок. Как уже говорилось выше, он вычисляет Ванюкина и проникает в банду Брылова для нахождения ценностей. Шилов остаётся в банде и будучи оперативником начинает всех мониторить. Мало этого, он надеется узнать от Лемке имя предателя в ЧК.

А в это время лазутчик в ЧК левой рукой убивает путевого обходчика, а чекисты его обезвреживают.

Есаул находит саквояж с золотом и вместо того, чтобы сразу бежать за границу, он решает расстрелять Шилова с Каюмом, плывущих на плоту.  После чего Шилов его застрелил и потащил саквояж и Лемке. Вызывает недоумение применение в начале 20-х годов дискового ручного пулемета.

И тут маленький нюанс: 526 тысяч рублей золотом, которые герои фильма таскают с собой на протяжении всей картины, весят 260-280 кг. Странно, что этого не знали авторы сценария фильма Володарский и Михалков. По объему это золото ни в какой саквояж не влезет. Хотя возможно и Брылов, и Шилов исполинские богатыри. А Лемке ещё 90 килограмм весит. Значит Шилов тащил 370 килограмм.

Получается, что для фильма был написан ужасный, неправдоподобный сценарий.

Зрители увидели нудное, бессвязное бормотание, в котором нужно напрягать не только мозг, но и зрение, нет не чтобы следить за искрометным сюжетом, а чтобы понять что автор хочет донести.

В фильме же мы видим истеричных, взвинченных героев. Камера то наплывает, то удаляется. Бесконечные переходы, повороты сюжета. Трудно следить за всем этим. Создается такое впечатление, что постановщик картины решил продемонстрировать бесконечные возможности кинокамеры.

Эту картину можно назвать неудавшимся экспериментом.

Фильм в прокате занял только двадцать второе место, но почему-то признан киноклассикой.

История съемочного процесса достойна отдельного сценария. Место для съемок подсказал Махмуд Эсамбаев - близкий друг семьи Михалковых, сказав, что более подходящей натуры ему не найти: имелась в виду Чечня. Уникальная местная природа и колоритные жители впечатлили Михалкова настолько, что он даже использовал их в процессе съемок. Его покорило умение чеченских мужчин легко и непринужденно вписываться в специфику сценария, что вызвало немало зависти у профессиональных каскадеров. Взаимоотношения с местными как раз и стали поводом для разбирательств на высшем уровне, вплоть до вмешательства Михалкова-старшего. Многие приглашенные актеры из числа местных жителей неправильно истолковали слова администратора картины, посчитав, что за съемку нужно платить от 5 до 10 рублей в зависимости от наличия лошади. В итоге поднялся большой скандал, режиссера обвинили во взяточничестве, правда, в итоге все удалось решить без серьезных последствий.

Классика, Творчество, Кино, Общество, Никита Михалков, Карьера, СССР

Previous post Next post
Up