Марк Бернес. Фото из доступных источников.
Дорогие друзья! Давайте вспомним советскую эстраду с их говорящими под музыку как бы певцами и певицами. И был среди них яркий представитель артистической эстрады, который не только говорил, но и шептал, а его слушали. А зачем нужно было выпускать на эстраду безголосых артистов, спросите вы?
Существовала стандартная отговорка, дескать: "А потому, что советская молодёжь слушала The Beatles, а это западная поп-культура, когда толпы поклонников беснуются на их концертах вместо того, чтобы единым строем шагать к победе коммунизма. А ведь г-н Н.С.Хрущев обещал советским гражданам, что в 1980г. в СССР будет коммунизм".
На самом деле советская эстрада уже была захвачена безголосыми певцами, такими как Леонид Утёсов и Клавдия Шульженко, а они не терпели конкурентов.
Одним из таких шептунов на советской эстраде был Марк Бернес. Не имея впечатляющих актерских и (даже средних) вокальных данных, не зная нот и основ стихосложения, Бернес исполнял правильные песни советских композиторов.
Марк Бернес (при рождении - Менахем-Ман Нееухович Нейман) родился 8 октября (21 сентября по старому стилю) 1911 года в городе Нежине на Украине. Его отец Неух Шмуэлевич (Наум Самойлович) Нейман (1877-1948), уроженец Старобыхова Могилёвской губернии, был служащим (бухгалтером) в артели по сбору утильсырья; мать Фрума-Махля Липовна (Фаня Филипповна) Вишневская (1886-1962) - домохозяйкой. Когда Марку было 5 лет, семья переехала в Харьков. Семья Нейманов была среднего достатка, которого хватило для окончания средней школы, после чего родители отправили его учиться на бухгалтера в Харьковское торгово-промышленное училище. Однако никакого желания заниматься счетоводством у Марка не было. Он мечтал о сцене.
Самое интересное, что Бернес не просто не имел музыкального образования и природных вокальных данных, - он даже нот не знал: называл их «чаинками». Да что там - у него вообще толком не было образования, в том числе театрального, зато обаяния и харизмы хватало в избытке. Именно умение преподнести себя помогло 17-летнему Марку, сыну харьковского бухгалтера, только вчера приехавшему в Москву, устроиться в массовку сначала в Малом театре, а потом и в Большом. А дальше - попасть в основную труппу Московского драмтеатра, пусть и на роли «кушать подано».
В начале 1933 года молодой актер перешел работать в Театр Революции.
Одной из первых его звездных ролей стал образ красноармейца Кости Жигилева в фильме «Человек с ружьем» - в этой картине он исполнил песню «Тучи над городом встали». С тех пор всякий раз, когда Бернес играл в кино, он обязательно пел. «Любимый город» в ленте «Истребители», «Шаланды, полные кефали» и «Темная ночь» в фильме «Два бойца»… И ролей, и композиций было много - сложно перечислить все.
Актриса Л. Смирнова - позднее вспоминала о том, как некрасиво вел себя Бернес по отношению к своим коллегам на съемочной площадке. Дело в том, что он был крайне ревнив к чужой славе и часто подставлял своих партнеров - П. Алейникова, ту же Л. Смирнову. Например, во время съемки он специально отступал на несколько шагов назад, в результате чего его партнеру приходилось отворачиваться от камеры, и оператор выхватывал только лицо Бернеса.
Как-то раз на репетиции спектакля Бернес едва не провалился позорнейшим образом, начисто забыв текст. А все из-за того, что загляделся на свою партнершу - 19-летнюю Полину Линецкую, которую все звали «Паолой» из-за особой, итальянской красоты. Марк тут же объявил друзьям, что женится на девушке. Конечно, те подняли его на смех: где уж ему, нищему безвестному актеру, зариться на приму театра, к тому же жену обеспеченного инженера? Однако дальше случилась история в духе булгаковских «Мастера и Маргариты»: через пару лет Паола… в самом деле бросила богатого мужа и ушла к Бернесу.
Назвать их совместную жизнь счастливой довольно сложно. Примерным семьянином Марк Наумович никогда не был, а когда его популярность стремительно пошла в гору, стало еще хуже. Артист часто изменял Паоле, причем не скрывал от нее своих похождений. Когда товарищи интересовались, что же он говорит жене, явившись поутру домой, Бернес отмахивался - мол, ему достаточно сказать только: «Здравствуй, милая!», а все остальное говорит уже она.
Тем не менее их брак продлился четверть века. Супруги даже решились на ребенка: хотя супружеской верностью Марк Наумович не отличался, однако позднюю (родилась в 1954г.), долгожданную дочку Наташу обожал и всячески баловал.
Бернес вообще был соткан из противоречий. Наверное, лучше всех о нем сказал его друг Зиновий Гердт: «Добрый - злой, умный - темный, честный - несправедливый, смелый - нерешительный, простодушный - хитрый, доверчивый - подозрительный, жесткий - сентиментальный, веселый - мрачный… Эти исключающие друг друга эпитеты, можно длить и длить, и все это будет верно». Да и экранные роли открытых, душевных героев мало соответствовали характеру Бернеса (кстати, это не настоящая его фамилия, а псевдоним - правда, что он означает, артист так и не объяснил). Знакомые вспоминали о нем как о человеке хотя и обаятельном, однако жестком, за глаза называя «Марк сам себе Наумович».
Одно из таких противоречий бернесовского характера проявилось, когда у Паолы обнаружили рак в последней стадии, не подлежащей лечению. Услышав страшную новость, всегда уверенный в себе Бернес безумно испугался. Однако вовсе не за супругу и не за дочь, которой предстояло лишиться матери, а… за собственную жизнь: актер был уверен, что недуг заразен. Отличаясь крайней мнительностью (на это были свои причины - отец и сестра певца умерли от рака), он считал, что может заразиться, и перестал навещать жену в больнице.
С тех пор Бернес к супруге не приближался. Доктора пытались убедить артиста в нелепости подобных страхов, а друзья и родные взывали к его совести, но ничто не помогало. По указанию Марка Наумовича квартира была поделена на две части: Паоле строго воспрещалось заходить на территорию мужа, а он никогда не появлялся на ее половине. Также он и пальцем не касался вещей жены.
Последние месяцы жизни Паола провела в больнице и умерла в полном одиночестве - муж ее ни разу не навестил. После похорон вдовец первым делом избавился от вещей покойной, а также приказал прислуге тщательно отдраить всю квартиру.
******
Звезды кино, театра и эстрады так же, как и на Западе гребли огромные, по советским меркам по отношению к основной массе трудящихся, гонорары, также становились участниками публичных скандалов. Только, если на Западе, если ты сорвал концерт или съемку, твоя карьера заканчивалась навсегда, то в СССР за артиста "боролись", пытались "перевоспитать".
Одним из основных "воспитательных" средств был фельетон в газете, Фельетон в одной из центральных газет - это был и наш советский таблоид и эффективное воспитательное средство.
Вот к примеру, звезда советской эстрады Клавдия Ивановна Шульженко (очередная шептунья с веером) начала срывать один концерт за другим. То она не в настроении, то голова болит, а то собачка у нее заболела и она не может ее оставить. Вот эта собачка и стала последней каплей. Собиралась она на свой концерт, но тут ее любимы тибетский терьер выбежал на лестничную площадку, выскочил на улицу и попал под машину. В итоге собачка с телесными повреждениями, ветеринары вздыхают о ее состоянии здоровья, Шульженко остается с собачкой, концерт сорван.
Это уже не первый случай, когда она срывала концерты и на нее поступила жалоба в горком партии. На Западе после таких случаев все контракты с певицей были бы разорваны, она уплатила бы огромную неустойку и с карьерой пришлось бы распрощаться. В нашем же социалистическом государстве, где человек человеку друг товарищ и брат, за каждого, немного оступившегося боролись всем обществом. В итоге в "Московской правде" 28 июня 1958 г. появился фельетон "Тузик в обмороке".
Результат - песик умер, у Шульженко от переживаний от смерти собачки и фельетона несмыкание связок, возникшее на нервной почве. Два месяца она вообще молчала. Потом стала говорить малыми дозами, и то шепотом…В течение года Шульженко не выходила на эстраду.
Это был 1958 г. Очень урожайный на скандальные фельетоны.
******
11 сентября 1958 г. Марк Бернес грубо нарушил правила дорожного движения, после чего 19 сентября 1958г. было возбуждено уголовное дело в отношении Марка Бернеса.
17 сентября 1958г. в двух влиятельных газетах - "Правде" и "Комсомольской правде" - одна за другой появились критические статьи в адрес Бернеса.
В газете «Правда» вышла статья «Искоренять пошлость в музыке», в которой её автор, композитор Георгий Свиридов бичевал творчество Марка Бернеса:
"<…> в наш быт просочилось много музыкальной дряни - песен и танцев, которые развращают вкус, пробуждают в человеке развязность или унылую меланхоличность. Как много низкопробной макулатуры слышали мы за последнее время, например, в, выпущенных грампластинках, с эстрады, с экранов кинотеатров, по нашему радио! В этих «массовых» уступках дурному вкусу сказывается деляческий коммерческий дух, которым, к сожалению, заражены и некоторые творческие работники - композиторы работники кино, авторы текстов. Пришла пора, как говорил Маяковский, взять швабру и вымести из нашего искусства гнилые изделия «всесоюзного мага - халтурщика»!
… пластинки широко пропагандировали несколько «подновленную» пошлость вроде развязной песенки «Мой Вася» или некоторых слезливых романсов в исполнении киноактера М Бернеса. Пластинки, «напетые» им, распространены миллионными тиражами, являя собою образец пошлости, подмены естественного пения унылым говорком или многозначительным шепотом. Этому артисту мы во многом обязаны воскрешением отвратительных традиций «воровской романтики» - от куплетов «Шаланды полные кефали» до слезливой песенки рецидивиста Огонька из фильма «Ночной патруль». В народе всегда считали запевалой того, кто обладает красивым голосом и истинной музыкальностью. Почему же к исполнению эстрадных песен у нас все чаще привлекают безголосых актеров кино и драмы, возрождающих к тому же пошлую манеру ресторанного пения?"
Вторая статья практически не касалась творчества певца, а была посвящена его моральному облику. Фельетонисты Илья Шатуновский и Александр Суконцев выдали в «Комсомольской правде» хит «Звезда на «Волге», рисуя Бернесу репутацию зарвавшегося купчика. Историю ее появления стоит рассказать подробнее.
Бернес и неизвестная женщина (предположительно Изольда Извицкая) ехали на "Волге" певца. На полном ходу он прорвался сквозь толпу людей, перепугал прохожих, выходивших из трамвая. На площади Дзержинского певец нарушил дорожные правила, и это заметил постовой милиционер.
Дальнейшие события развертывались как в захватывающем детективном романе. Инспектор ОРУД старшина Борис Аксенов вышел навстречу машине и жезлом приказал нарушителю остановиться. «Волга» ЭЗ 08-88 объехала инспектора и прибавила скорость. Старшина дал свисток, другой, третий. Он сел в первую проходившую машину и помчался в погоню. На улице Богдана Хмельницкого нарушитель остановился, чтобы высадить из машины свою спутницу. Здесь-то его и настиг старшина. Но владелец «Волги» с силой захлопнул дверцу и нажал на газ. Старшина успел схватиться за ручку. Десять метров тащила «Волга» за собой инспектора, а потом, освободившись от него, снова пустилась наутек.
В проезде Серова водитель остановился. Но не для того, чтобы подождать работника ОРУД, а посадить в машину уже поджидавшую его там новую попутчицу. Едва она уселась рядом с водителем, как «Волга» тотчас же рванулась вперед.
Но инспектору и в этот раз удалось догнать автохулигана. Открыв дверцу, Борис Аксенов вскочил на подножку и попытался вынуть ключ зажигания. Но водитель оттолкнул его и прибавил скорость, и инспектор упал на его капот. Разогнав машину, он несколько раз и без видимой надобности нажимал на тормоза, явно намереваясь сбросить инспектора на мостовую. Между тем машина промчалась по площади Дзержинского, выехала на Неглинную… Трудно сказать, чем бы это могло кончиться, если бы на Петровке путь «Волге» не преградил стоящий транспорт. Старшина стал впереди машины, предлагая водителю выйти из кабины.
- Прочь с дороги, а не то задавлю, - крикнул хозяин автомобиля.
И тотчас же свою угрозу подкрепил действием: ударил Аксенова передним буфером…
На место происшествия спешили прохожие, возмущенные диким поступком владельца машины.
Между тем инспектор с помощью прохожих вынул, наконец, из кабины упиравшегося водителя.
- Почему вы нарушили мою прогулку, - возмущенно заявил нарушитель порядка. - Я Марк Наумович!..
- Ну и что же? - сказал инспектор, отбирая права, и спокойно добавил: - Придете объясняться в 13-е отделение ОРУД, гражданин Бернес.
Собравшиеся возмутились еще больше. Послышались негодующие выкрики:
- Зазнался!
- Совсем совесть потерял!
Кинозвезда смекнул, что дело может кончиться плохо. Он помчался в ОРУД, принес извинение инспектору Аксенову и пожелал, чтобы на этом инцидент был исчерпан. Но, вопреки ожиданиям Марка Наумовича, водительских прав ему не вернули. Больше того, работники ОРУД решили впредь не допускать Бернеса к рулю: слишком наглым, возмутительным, даже преступным было его поведение на улице.
- Ах, так! Моего извинения вам мало! - снова перешел к угрозам кинозвезда. - Вам же самим будет хуже. Я пойду к начальнику ГАИ, к самому министру…
Кинозвезда бушевал. Он требовал к себе уважительного отношения, как к звезде первой величины. Марк Наумович претендовал на снисходительность в силу его особых заслуг перед советской кинематографией. Кроме того, он ссылался на свою пылкую любовь к автомобилизму. К кому же, как не к нему, владевшему уже шестью различными машинами, работники ОРУД и ГАИ должны питать особо нежные чувства?..
Но нам думается, что для кино- и иных «звезд» ни на московских, ни на ленинградских, ни на одесских перекрестках нет нужды изобретать какие-то особые, персональные светофоры. И совершать прогулки за рулем машины, подвергая опасности жизнь прохожих, не уважая наших порядков, непозволительно никому, даже Марку Наумовичу Бернесу.
В общем, целый детектив с погоней получается. Тут и мораль в виде мальчика Вовы, который с мамой обсуждает поведение некой таинственной "звезды на "Волге", и героический милиционер, который через половину Москвы гонится за нарушителем Правил дорожного движения, рискуя жизнью, и сама зарвавшаяся "звезда", некий "Марк Наумович", имя которого по всем правилам детективного жанра раскрывается в самом конце - это сам Марк Наумович Бернеса.
Произошло это 11 сентября 1958 г., 17 сентября 1958 г. был напечатан фельетон, а 19 сентября 1958 г. в отношении Марка Бернеса было возбуждено уголовное дело и предъявлено обвинение о совершении им целых трех преступлений - сопротивление связанное с насилием представителю власти, злостное хулиганство, и причинение легких телесных повреждений. По максимуму это влекло 5 лет лишения свободы.
Если посмотреть на все эти факты "вооруженным" глазом, то вполне вероятно следующее. Вначале на Бернеса был составлен административный протокол за нарушение ПДД, это грозило ему, заядлому автолюбителю, лишением водительских прав на длительный срок. Поэтому Бернес стал прилагать усилия, чтобы избежать этого. Были ли у Бернеса недоброжелатели в правоохранительных органах или нет, но все дальнейшее пошло по стандартной схеме.
Чтобы ""блатной" Бернес не ушел от ответственности, компромат "слили" в прессу. А там уж и рады разоблачить свежий рецидив "звездной болезни". После того как вышла статья, немедленно была дана команда на основе административных материалов, возбудить уголовное дело. И тут "народному любимцу" Марку Наумовичу Бернесу пришлось уже напрягать начальство, которое его обожало, на самом высшем уровне.
В итоге следствие длилось недолго. 22 октября 1958 г. следователем прокуратуры г. Москвы уголовное дело в отношении Бернеса прекращено. Чтобы оценить уровень тех "титанических" усилий, что предпринял Бернес, уровень, как минимум, первых руководителей МВД и Генеральной прокуратуры, стоит привести в полном объеме и постановление следователя о прекращении уголовного дела. Для профессионалов чтение поистине увлекательное. Идеальное применение принципа "все сомнения трактуются в пользу обвиняемого", это не современное, шедевральное изобретение - "суд расценивает непризнание вины подсудимым, как желание избежать уголовное ответственности".
Нет, в деле Бернеса все сомнения в его пользу. И следствие само эти сомнения создает. Милиционера Аксенова "убедили" признать, что он перепутал цвета автомобилей и по ошибке пытался задержать Бернеса, который ехал и ничего не нарушал. И с телесными повреждениями от "наезда" Бернеса на милиционера. потерпевший обратился в медучреждение через 8 дней, а не сразу. В общем, читайте.
22 октября 1958 года город Москва
Старший следователь Прокуратуры города Москвы мл. советник юстиции Воронцов, рассмотрев материалы уголовного дела по обвинению БЕРНЕСА М. Н.,
установил:
19 сентября 1958 года следственным отделом Управления Внутренних Дел Исполкома Моссовета возбуждено уголовное дело против гр-на Бернеса.
30 сентября 1958 г. Бернесу было предъявлено обвинение по ст. 73 ч. 1, 74 ч. II и 143 ч. II.
В предъявленном обвинении Бернес виновным себя не признал (л. д. 56-57).
Следствием, проведенным по делу, установлено следующее:
11 сентября 1958 г. примерно в 14 час. 20 минут обвиняемый Бернес следовал на принадлежащей ему автомашине «Волга» черно-белого цвета № 330 888 по Чистопрудному бульвару от Кировских ворот, как видно из показаний свидетеля Аксенова - сотрудника ОРУДа - стоявшего в то время около трамвайной остановки «Чистопрудный бульвар», Бернес, следуя на своей машине, нарушил правила уличного движения, не остановив машину около трамвайной остановки в момент нахождения на ней трамвая при наличии знака «Остановка транспорта во время посадки и высадки обязательна». Свидетель Аксенов подал сигнал свистком, но машина не остановилась и проехала в направлении Покровских ворот.
В связи с тем, как показывает свидетель Аксенов, что лицо водителя было красным, он решил, что водитель пьян, и стал преследовать машину.
На попутной машине Аксенов доехал до перекрестка Старосадского пер. и ул. Б. Хмельницкого и подошел к остановившейся у перекрестка машине Бернеса.
Однако у следствия вызывают сомнения показания свидетеля Аксенова в части нарушения машиной, управляемой Бернесом, правил уличного движения около трамвайной остановки.
Так, свидетель Аксенов в своем показании категорически утверждает, что машина, которая нарушила правила уличного движения, была зеленого либо голубого цвета, также он утверждает, что рядом с водителем находился пассажир - женщина.
На следствии установлено, что машина, принадлежащая Бернесу, имеет цвет черно-белый, очень контрастный, и трудно предположить, чтобы сотрудник ОРУДа мог перепутать этот цвет.
Следствием также установлен и допрошен в качестве свидетеля пассажир, находившийся в машине, - Ларин, кот. показал, что именно он в это время находился в качестве пассажира в машине Бернеса [и тот] подвозил его до Покровских ворот.
Как обвиняемый Бернес, так и свидетель Ларин утверждают, что нарушения правил уличного движения в районе трамвайной остановки не было.
Таким образом, не исключена возможность, что какая-то другая автомашина «Волга» совершила нарушение правил уличного движения, и свидетель Аксенов у Старосадского переулка, добросовестно заблуждаясь, задержал не ту машину, которая совершила нарушение правил уличного движения.
Это обстоятельство находит свое подтверждение и в показаниях свидетеля Аксенова, который признал, что преследуя автомашину «Волга», он в районе Покровских ворот терял из виду преследуемую им машину, в частности, он не видел, как из автомашины выходил пассажир, по его показаниям женщина, а фактически - свидетель Ларин.
В этом случае, в какой-то мере становится понятным дальнейшее поведение обвиняемого Бернеса. Он показал:
«Ко мне подошел сотрудник милиции и в грубой форме потребовал документы. Я объяснил ему, что никаких нарушений не делал, но он не хотел слушать и, кроме того, стал стучать железом[14] по машине. Она была только выкрашена. Меня это взорвало. Сейчас я понимаю, что поступил нехорошо, но тогда я разволновался».
Не предъявив документы работнику милиции и не подчинившись ему, обвиняемый Бернес поехал вперед по ул. Б. Хмельницкого.
Возле здания ЦК ВЛКСМ в машину Бернеса села свидетель Извицкая, которая проходила мимо, увидела машину и окликнула Бернеса.
В проезде Серова при выезде на пл. Дзержинского у перекрестка работник милиции Аксенов вторично догнал машину обвиняемого Бернеса. О дальнейших событиях обвиняемый Бернес показал:
«Работник милиции продолжал разговаривать со мной в грубой форме и сказал, что я пьян, в ответ я сказал, что он пьян, и чтобы прекратить его оскорбления и не понимая, почему он меня преследует, т. к. я не совершал какого-либо нарушения, я предложил поехать ему со мною в Управление милиции на Петровку, 38.
Я попросил его сесть в машину и поехать, но он стал издеваться надо мной. Считая, что он ведет себя неправильно, я решил ехать на Петровку, 38, где, как я считал, разберутся во всем. Когда я сказал, что поеду на Петровку, работник милиции встал на подножку автомашины и стал держаться за крышу и дверцу машины. Мы поехали. Проехали пл. Дзержинского, вниз по Театральному проезду, свернули на Неглинную ул., затем по Рахмановскому пер. на Петровку и доехали до перекрестка около мебельного магазина. Ехал я очень тихо и спокойно, неоднократно говорил Аксенову, чтобы он сел в машину, но он не хотел. Когда машина остановилась, Аксенов соскочил и вышел вперед. На его свистки собралась толпа и подошел офицер милиции, которому я отдал свои документы. Я попросил, чтобы меня и Аксенова направили на экспертизу, чтобы определить, кто из нас пьян, но офицер не согласился с этим».
По этому же поводу свидетель Аксенов показал:
«Вторично я решил остановить машину, вытащив ключи, поэтому я подошел к машине справа и открыл дверцу, где сидела пассажирка. Я полез за ключами и хотел их взять, но водитель не дал взять ключи и включил скорость, машина тронулась, а я остался на машине, стоя на подножке и держась руками за дверцу и за кузов. Водитель мне ничего не говорил, я же требовал, чтобы он остановил машину, но водитель вел машину вперед. Несколько раз он резко тормозил, как видно, хотел, чтобы я упал с машины. Так мы доехали до мебельного магазина на Петровке, где я соскочил с машины, вскоре подошел офицер милиции и получил документы от Бернеса».
Свидетель Извицкая в своем показании объяснила, что работник милиции вел себя очень грубо и что когда Бернес предложил ему сесть в машину и поехать в Управление милиции, не согласился с этим. Также она показала, что Бернес вел машину тихо и спокойно, без резкого торможения.
Показания свидетеля Аксенова о том, что обвиняемый Бернес подвергал его жизнь опасности, опровергается также показаниями свидетеля Алипова - работника милиции, стоявшего на посту в районе пл. Дзержинского. Он показал, что когда машина, управляемая Бернесом, проходила мимо него, он, увидев стоявшего на подножке Аксенова, дал свисток. Аксенов посмотрел на него, но ничего не сказал и не дал знак, чтобы ему помогли остановить машину Бернеса. Кроме того, Аксенов имел полную возможность сесть в автомашину, чего он не сделал.
Показания свидетеля Аксенова о том, что обвиняемый Бернес около мебельного магазина наезжал на него автомашиной, в результате чего у него имеются ссадины на ногах, не заслуживают доверия, т. к. медицинская экспертиза, установившая отдельные ссадины на голени свидетеля Аксенова, проводилась только 19 сентября 1958 г., а происшествие было 11 сентября 1958 г., поэтому нет оснований для категорического утверждения, что ссадины произошли в результате наезда автомашины, управляемой Бернесом.
Следовательно, показания свидетеля Аксенова, явившиеся основанием Аксенова для возбуждения настоящего уголовного дела, не являются бесспорными и достоверными и в значительной части опровергаются показаниями свидетелей Ларина, Извицкой и другими приведенными выше материалами следствия.
Таким образом, произведенным расследованием в действиях гр-на Бернеса не установлены признаки состава преступления, предусмотренного ст. ст. 74 ч. II, 73. ч. 1 и 143 ч. II УК РСФСР.
Однако, как установлено следствием, со стороны Бернеса имело место недостойное поведение, за что он привлечен к строгой партийной ответственности и привлекается к дисциплинарной ответственности.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. 4 и 5 УПК РСФСР
ПОСТАНОВИЛ:
1. Уголовное преследование против Бернеса М. Н. дальнейшим производством прекратить.
2. Избранную в отношении Бернеса М. Н.: подписку о невыезде - отменить.
3. Предложить автоинспекции гор. Москвы обсудить вопрос о лишении водительских прав Бернеса М. Н. на определенный срок.
Старший следователь
Прокуратуры города Москвы ВОРОНЦОВ