Юрий Андропов. Часть 6. P.S. 2. Пункт 1. На Петра Машерова покушались дважды. Убийство Кулакова.

Jan 03, 2024 18:35





Л.И.Брежнев награждает П.М.Машерова. Фото из доступных источников.

В 1965 году первый секретарь ЦК компартии Белоруссии Мазуров был переведен на работу в Москву в союзный Совет министров, а Пётр Миронович Машеров занял его место в Минске, став первым лицом республики.

Машеров заметно отличался от руководителей других союзных республик. Большую часть времени он проводил не в своем кабинете в центре Минска, а мотаясь по полям, сёлам и маленьким городам Белоруссии. В гараже ЦК машины первого секретаря, постоянно сновавшие по проселочным дорогам, изнашивались за пару лет. В 1970-х Машеров пересел на вертолет Ми-8, который возил его вовсе не на охоту или пикники. Вертолет главы республики мог неожиданно для местного начальства приземлиться прямо посреди картофельного поля, и всемогущий первый секретарь ЦК начинал напрямую расспрашивать колхозников об их проблемах. Довольно быстро Пётр Миронович сколотил крепкую команду, члены которой заботились не столько о личных карьерах и благосостоянии, сколько о делах республики.



Белорусы чувствовали, что забота первого секретаря о них проявляется не только на страницах газет. Руководство республики действительно старалось, чтобы любой колхозник или рабочий получал нормальную зарплату и имел возможность на эти деньги купить то, что надо. Продовольственные магазины не только в Минске, но и в областных и райцентрах поражали приезжих москвичей богатством ассортимента. По количеству легковых машин на душу населения Белоруссия обгоняла другие республики. При Машерове началось производство цветных телевизоров «Рубин» и «Горизонт», которые можно было свободно купить. Никто не мог обвинить Машерова во взятках. Все знали, что его семья живет довольно скромно, явно только на пускай немаленькую, но официальную зарплату первого секретаря республиканского ЦК. Не ходило никаких слухов и о личной жизни Машерова - с женой Полиной, с которой они познакомились еще в антифашистском подполье, они жили душа в душу.

В те годы Беларусь производила мяса и молока на душу населения больше, чем Соединенные Штаты. Эшелоны с белорусской сельхозпродукцией регулярно шли на восток. Тем не менее прилавки в магазинах от Смоленска до Курил не ломились от съестного. Это бездонное, бесконечное пространство невозможно было заполнить только белорусским продовольствием. Однако Брежнев настойчиво требовал от Машерова увеличить объемы поставок. И однажды Машеров не выдержал: мол, всему есть предел - я не имею права оставить Белоруссию без продуктов! С тех пор между ними якобы установились весьма прохладные отношения.

В Москве к главе Белоруссии относились далеко не с той теплотой, как в его родных краях. Поначалу, в 1960-х годах, Машеров и Брежнев явно симпатизировали друг другу. Их объединяло то, что они, в отличие от большинства других партийных бонз, имели реальное боевое прошлое. Однако по мере того, как дорогой Леонид Ильич дряхлел и бронзовел, отношения охлаждались. Генеральному секретарю очень нравились неприкрытая лесть и богатые подарки, которыми осыпали его руководители среднеазиатских и кавказских республик. Машеров льстецом никогда не был, а в дни юбилеев его подарки были скромны. Возможно, из-за этого членом Политбюро ЦК КПСС он так и не стал, проходив в кандидатах 14 лет.

В 1976 году во время поездки первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Белорусской ССР Петра Мироновича Машерова в составе официальной делегации во Францию парижская газета «Comba» опубликовала статью «Главный оппозиционер режиму Брежнева Пётр Машеров в Париже». Как вспоминал начальник охраны Машерова полковник Сазонкин, когда Петру Мироновичу перевели эту статью, он только хмыкнул. Какую реакцию публикация вызвала в кремлевских кабинетах - неизвестно.

Вряд ли она понравилась Брежневу, которому наверняка подсунули её перевод.

Несомненно, что политическая элита Запада, восхвалявшая поочередно возможных претендентов на власть - Романова, Кулакова и Машерова, поставила их под прицел критики и обострила конкурентную борьбу в советском руководстве.

В декабре 1976-го второй секретарь ЦК компартии Кубы Рауль Кастро с женой и детьми отдыхали в Беловежской пуще. Среди встречающих  на военном аэродроме в Мачулищах -председатель Президиума Верховного Совета БССР Федор Анисимович Сурганов, командующий ВВС Белорусского военного округа, дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Леонид Игнатьевич Беда. Рядом стояли Петр Миронович Машеров и Председатель Совмина БССР Тихон Киселев.

На следующий день в воскресенье 26 декабря была жуткая метель. Рауль Кастро с женой прокатился по Минску, возложил венок к обелиску на площади Победы и остался очень доволен исключительным гостеприимством.

Из Бреста самолет Рауля взял курс на Кубу, а Сурганов и Беда в автомобиле поехали в Минск. За рулем «Чайки» был новый водитель Соколовский. Старого накануне пришлось уволить. В тот день стояла ужасная погода. Снег, ветер, на дороге страшный гололед.

Машеров собирался возвращаться в Минск на самолете вслед за Кастро, но Беда его все-таки уговорил ехать на машине. Так, Петр Миронович сел в первую «Чайку», во второй поехали жены. Тихон Яковлевич Киселёв сначала сел к Сурганову, но на заправке пересел к женщинам, чем, как оказалось впоследствии, спас себе жизнь. Впереди и сзади ехали машины сопровождения ГАИ Брестской области. Начальник Особого отдела КГБ по Брестскому гарнизону  полковник КГБ Алексей Захарович Кривошеин и начальник управления КГБ по Брестской области Леонид Гостевский приняли решение сопроводить правительственный кортеж "мигалками" до границы с Минской областью. Дескать Машеров прекрасно знает Брестскую область, поэтому сам себя сопроводит.

Убийцы, управлявшие двумя автобусами, загородили дорогу не перед автомобилем Машерова, а перед автомобилем с Сургановым и генералом Беда.

Автомобиль Сурганова выехал впереди колонны. В это время по правой стороне дороги летел автобус. Следовавший впереди автомобиль сопровождения с мигалкой, который и обязан был обеспечить безопасность движения, оторвался слишком далеко, грубо нарушив инструкцию. ГАИ потребовала принять вправо и остановиться, но водитель автобуса команду не выполнил и выехал на встречную полосу. А впереди другой автобус вроде выполнил команду, но стоял не на обочине, а на дороге. В него и врезался водитель Чайки, так, что автобус нарушителя развернуло на полдороги. Столкновение было очень сильным. Сурганов погиб сразу… Леонид Игнатьевич Беда вылетел через боковое стекло, но это его не спасло… Единственным выжившим оказался водитель.

Трагическое происшествие конечно не было случайным стечением обстоятельств.

Версий тогда и сейчас было несколько.

Сразу возникла версия, что авторитетный руководитель республики стал жертвой кремлевских интриг, когда решалось, кому быть наследником Брежнева. Однако перед этим наследником Брежнева многие считали члена Политбюро и секретаря ЦК по сельскому хозяйству Кулакова, который был молод, энергичен и целеустремлен.

Но в 1978 году шестидесятилетний Кулаков внезапно умер. Опять же, по одной из версий - после откровенного разговора с Машеровым в Пицунде. Кулаков якобы сказал о кризисе в экономике страны и о том, что Брежнев стар и не способен вести дела, и Машеров после этой встречи в Пицунде говорил о проблемах работы в Политбюро и ожидал неприятностей для себя.

Смерть во время сна члена Политбюро Кулакова, который не пил и был вполне здоров, также выглядит странной. На его похороны не приехал никто из членов Политбюро, но не потому, что у них были политические разногласия. Они были осторожными и циничными людьми, поэтому прислали одного секретаря ЦК Капитонова.

Игорь Бунич (автор документальных расследований о загадочных страницах советской истории):
- В ночь с 16 на 17 июля 1978 года Андропов был поднят с постели резким звонком телефона спецсвязи. Взволнованный голос его заместителя генерала Пирожкова доложил, что Кулаков мёртв. Ошеломлённый Андропов через сорок минут прибыл на дачу Кулакова с двумя оперативными группами КГБ. Растерянные, бледные лица охраны. Разъярённый лай рвущейся с поводка любимой овчарки покойного. Безумные глаза жены. Кулаков был обнаружен со вскрытыми венами в своей личной сауне. В луже крови поблескивал медицинский скальпель. В ЦК почти никак не отреагировали на смерть Кулакова, а скорее отреагировали с пониманием. Накануне, на пленуме, Кулакова сильно критиковали за положение дел в сельском хозяйстве. Вот он понервничал и… Официально было объявлено, что «член Политбюро ЦК КПСС Фёдор Давыдович Кулаков скоропостижно скончался от острой сердечной недостаточности».

Путаный медицинский отчёт о его смерти, подписанный начальником 4-го, «кремлёвского», медицинского управления Евгением Чазовым, не решились даже опубликовать. Кулакова хоронили на Красной площади. Бросилось в глаза, что ни Брежнев, ни Суслов, ни Косыгин, ни Черненко на похороны не явились. Это было более чем странно, поскольку хоронили члена Политбюро и нарушался непререкаемый, разработанный до мелочей и до сих пор не нарушаемый ни разу протокол захоронения «вождей» столь высокого ранга.

Старший судмедэксперт КГБ генерал-майор Липатский в личном докладе Андропову высказал твёрдое мнение, что вены у Кулакова были вскрыты, когда тот находился без сознания. Андропов якобы внутренне верил в это, хотя и не понимал, зачем кому-то понадобилось, убив Кулакова, вскрывать ему вены.

В. Казначеев:
- В Кремле шла ожесточённая борьба между претендентами на власть. Главной фигурой, достойной занять место Брежнева, был Кулаков. У нас в стране о нём мало писали, народ почти не знал Фёдора Давыдовича. За рубежом его прямо называли будущим генсеком хрущёвского типа, но без хрущёвских закидонов. Это был честный, принципиальный, что было редкостью в брежневском Политбюро, человек, к тому же волевой, целенаправленный, имеющий собственные идеи формирования страны. И вдруг в июле 1978 года его не стало. Чазов и Горбачёв писали о чуть ли не раковом заболевании Кулакова. Я такого не слышал. Он был здоровым, крепким мужиком, охочим до женского пола.

По официальной версии, Кулаков скончался от острой сердечной недостаточности с внезапной остановкой сердца. Путаный отчёт о его смерти, подписанный Е.И. Чазовым, вызывал сомнения. Многие, кто знал Фёдора Давыдовича, утверждают, что он был здоров. Причём он был большой оптимист, а оптимисты так просто из жизни не уходят. Значит, его просто убрали. Так думают и по сей день те, кто знал близко Фёдора Давыдовича. Вслед за Кулаковым погиб в автомобильной катастрофе П.М. Машеров. Исчезли с политической арены А.П. Кириленко, К.Т. Мазуров.

Смерть Кулакова, по-видимому, носила насильственный характер. Близкие утверждали, что он был здоров, регулярно проходил полное врачебное обследование.

Кулакова обнаружили мёртвым в его спальне. Вечером, поднявшись к себе немного поработать перед сном, он, как обычно, задержался допоздна, но родные не стали беспокоить Фёдора Давыдовича, он часто засиживался у себя далеко за полночь. До утра в его комнате горел свет, и лишь около восьми утра родные решили заглянуть к нему. Вызывать врача уже было поздно.

Накануне вечером дачу Кулаковых под разными предлогами покинули охрана и медицинский работник, прикреплённый к каждому члену Политбюро.

Эта преждевременная смерть неожиданно стала прелюдией многих драматических событий, происшедших в стране. Она открыла вакансию в Политбюро и Секретариате ЦК. Не будь этого несчастья, Михаил Сергеевич, видимо, никогда бы не смог столь быстро подняться по служебной лестнице к вершинам власти. Но трагическому случаю было угодно открыть ему ход наверх.

С.Ф. Медунов (бывший первый секретарь Краснодарского крайкома, в 1997 г. в беседе с журналистом Александром Тереховым на его слова «Про смерть секретаря ЦК КПСС Кулакова говорят разное…»):
- На его поминках я понял такую вещь: Кулаков не умер, его застрелили. Кто-то увидел в нём соперника.
После смерти Кулакова секретарем ЦК назначили Горбачева, которого Андропов подталкивал к власти. После этого наиболее вероятным претендентом на власть считали Машерова, которого Брежнев сначала решил поставить вместо Косыгина во главе правительства, тогда после ухода Брежнева Машеров становился бы генеральным секретарем.

******

Когда в 1974 году Минску присвоили звание города-героя, вручать золотую звезду Брежнев приехал только через четыре года - любимыми у него были другие республики и другие первые секретари. На просьбы Машерова в Москве не реагировали. Когда он попросил Андропова назначить начальником республиканского КГБ начальника УКГВ по Ставропольскому краю Эдуарда Нордмана. тот пообещал и обрадовал Нордмана. но председателем КГБ Белоруссии назначили генерала Никулкина. который был на девять лет старше Нордмана и уже собирался на пенсию. В 1978 году генсек приехал в Белоруссию вручить золотую звезду городу-герою Минску и звезду Героя социалистического труда Машерову, награжденному в связи с 60-летием. Свою речь, обращенную к юбиляру, Брежнев начал запомнившимися многим словами: «Вы сформировались как деятель местного масштаба…». Дальше уже никто не слушал. Многим показалось, что прозвучал приговор дальнейшей карьере белорусского лидера. Партийные чиновники внимательно следили за всеми деталями пребывания Брежнева в Минске, отмечая, что на праздничном банкете он ел мало и без аппетита, а при прощании в аэропорту поцеловал Машерова всего один раз, и как-то не крепко. Многие решили, что руководство Белоруссией - машеровский потолок.

Летом 1980 года по Белорусской ССР пронесся слух о скором повышении Машерова. Якобы Брежнев предложил ему занять место председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина, с которым генсек разошёлся в видении будущего советской экономики. Как вспоминает дочь Петра Мироновича, «отец действительно начал готовиться к переезду в Москву, о его назначении должно было быть объявлено на пленуме ЦК КПСС 21 октября»…

Судьба распорядилась иначе.

Первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Пётр Машеров погиб 4 октября 1980 года в автомобильной катастрофе. В этот день в 14:35 он выехал от здания ЦК КП Белорусской ССР в сторону города Жодино на автомобиле ГАЗ 13 «Чайка», управлял которым 60-летний водитель Евгений Фёдорович Зайцев. В последнее время Машеров ездил не на «Чайке», а на бронированном «ЗИЛе». «Чайка» стояла в гараже и практически не использовалась.

******

У ЗИЛа накануне, в пятницу, при всей охране - Машеров ехал из Уручья - разбили задние фары. Поэтому давайте не будем говорить о случайностях.

ЗИЛ, если ты только подумаешь нажать на тормоз, разворачивается на 360 градусов. А "Чайка"… Если бы водитель не нажал на тормоз, он, может, успел бы выкрутить. Но если вы десятилетиями сидите на той машине, что вы сделаете в экстремальной ситуации, когда у вас доли секунды?! К тому же, в тот злополучный рейс посадили самого старшего водителя, который уже уходил на пенсию. И это не его смена была. А ему позвонили, сказали: выходи…

******

На этот раз ему сказали, что в «ЗИЛе» якобы выявились какие-то неисправности. Логичнее было бы посоветовать Машерову чуточку повременить с поездкой, но охрана почему-то этого не сделала. Дальше безупречно действовавшая до сих пор охрана допускает проколы один за другим. За руль «Чайки» садится водитель Зайцев. Он партизанил с Машеровым и на протяжении многих лет возил его, но, выйдя на пенсию, был заменен молодым водителем. (…) Из допроса сотрудников охраны следует, что на этот раз пожилому водителю разрешили сесть за руль якобы потому, что он лучше знал автомобиль этого класса. Аргумент, прямо скажем, не убедительный. По давней своей привычке Машеров сел не сзади, а рядом с водителем, сзади - офицер охраны майор Валентин Фёдорович Чесноков. Вопреки существующим инструкциям впереди шла не машина ГАИ с соответствующей раскраской и мигалками, а белая «Волга» с сигнально-громкоговорящей установкой (СГУ), но без мигалок. Данный автомобиль сопровождения, который и обязан был обеспечить безопасность движения, оторвался слишком далеко, грубо нарушив инструкцию.

Авария произошла на автодороге Москва - Минск, у поворота на птицефабрику рядом с городом Смолевичи.

Автомашина ГАИ двигалась сзади. Скорость кортежа была 80 километров в час. Дистанция между машинами 60-70 метров. Навстречу кортежу ехал МАЗ-500, за рулём которого находился водитель Николай Тарайкович, ему была дана команда остановиться. Грузовик стал тормозить, но тут его стал обгонять гружённый картофелем самосвал ГАЗ-САЗ-53Б под управлением не водителя Николая Митрофановича Пустовита, а неизвестного.

Старший эскорта резко увеличил скорость, и передовая «Волга» пролетела буквально в нескольких метрах от ГАЗа. Водитель Машерова повторить манёвр не успел. Скорость автомобиля «Чайка» не превышала 80 километров в час, а после столкновения погибли все, кто был в «Чайке». Салон лимузина был засыпан картошкой из кузова грузовика.

Следователи выяснили, что за две недели до автокатастрофы сменили председателя республиканского КГБ, затем начальника личной охраны Машерова. затем бронированный «ЗИЛ», положенный ему, как кандидату в члены Политбюро, отправили в ремонт.

Вопросы: кто сменил охрану и отправил машину в ремонт и почему? Ответ - председателем КГБ СССР с 1967 по 1982 год был Андропов, а председателем КГБ БССР до 4 августа 1980 года был Никулин, которого с 4 августа сменил Балуев, проработавший в этой должности до 1990 года. Следовательно, только Балуев по указанию Андропова мог произвести все эти изменения в охране Машерова. Ответ на вопрос, почему они это сделали, возможно, знали следователи, но он неизвестен.

Посты ГАИ никто не предупредил о поездке Машерова, поэтому не были приняты надлежащие меры безопасности. Водитель грузовой машины, которая врезалась в «Чайку», накануне почему-то уже проехал тем же маршрутом, но правила дорожного движения на опасном участке все равно нарушил. Был ли он один или в кабине сидел еще кто-то, неизвестно. А тут еще случайно оказался и трейлер…

Генеральной прокуратурой СССР (в состав группы входил хорошо знакомый нам следователь Калиниченко) совместно с КГБ СССР было проведено расследование, которое исключило умышленный характер преступления.

Следственная группа пришла к выводу, что виновен водитель картофелевоза.

В декабре 1980 года в Минске судили оставшегося в живых водителя Николая Пустовита. Он был признан виновным в нарушении правил безопасности движения, повлекшем смерть двух и более лиц. По словам генерал-лейтенанта МВД Белоруссии Николая Чергинца, в 1980 году заместителя начальника УВД Минской области, проводившего расследование, когда после аварии шофер понял, что случилось, то пытался совершить самоубийство. Пустовит получил 15 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Родственники и супруга Машерова Полина Андреевна ходатайствовали о смягчении приговора и о его условно-досрочном освобождении. В 1982 году ему сократили срок по амнистии, а в 1985 году освободили.

И, наконец, самое, пожалуй, главное. Узнав о гибели Петра Машерова, Леонид Брежнев почему-то категорически запретил первым секретарям ЦК республик ехать на похороны. Ослушался генсека только руководитель Компартии Литвы. На похороны Машерова прилетел из Москвы только секретарь ЦК по кадрам Капитонов, а остальные члены Политбюро от посещения Минска воздержались.

Как правило, смерть примиряет даже самых непримиримых врагов. Брежнев же попрал все нормы христианской морали...

Продолжение следует…

Андропов, Брежнев, Политика, Машеров, История, Политбюро, СССР

Previous post Next post
Up