Фото Сергея Александровича Есенина mykaledoscope.ru
Личное знакомство поэта с Сергеем Мироновичем Кировым, тогда первым секретарём ЦК компартии Азербайджана, произошло осенью 1924 года в Баку. Киров и Фрунзе попросили Петра Ивановича Чагина (1898-1967), друга поэта и редактора газеты «Бакинский рабочий», лично познакомить их с С. А. Есениным. Встреча произошла у Чагина дома. Пётр Иванович так описал товарищеский вечер: «После обмена рукопожатиями мы сели: Киров на диване, Фрунзе в кресле, я примостился на стуле, а Есенин медленно ходил по комнате. Вдруг он резко остановился, и полилась чудесная стихотворная музыка. <...> Сергей Миронович и Михаил Васильевич, а за ними и я встали и почти вплотную подошли к нему. Слушали его, затаив дыхание, чтобы не пропустить ни слова. Есенин читал долго, и время от времени то я, то Сергей спрашивали наших гостей, не устали ли они, может быть, сделать перерыв, но оба просили читать ещё и ещё. <...> Сергей Миронович резко поднялся с места и подошёл к окну. Стоя к нам спиной, он несколько раз подносил руки к лицу».
Пётр Иванович отмечал, что на С. А. Есенина встреча произвела огромное впечатление. С. М. Киров хотел продолжить знакомство с поэтом и, зная о его душевном кризисе, поручил заботу о нём Чагину. Поэта окружили вниманием, постоянно печатали в «Бакинском рабочем», а в 1925 году вышел сборник его стихов «Русь Советская». 1 мая 1925 года поэт принял участие в митинге, прошедшем в рабочем посёлке Балаханы: «Вместе с партийными руководителями <...> ходил он по лужайкам, где прямо на траве расположились рабочие со своими семьями, читал рабочим стихи, пел частушки. <...> Киров дружелюбным, умным, чуть насмешливым взглядом следил за весенним “походом” поэта в “массы”...». После праздника в Балаханах Есенин вместе с руководством ЦК компартии Азербайджана уехал на дачу в Мардакяны под Баку, где зачитал стихи из цикла «Персидские мотивы». С. М. Киров восхитился стихами и упрекнул Петра Ивановича Чагина в том, что он до сих пор не создал Есенину иллюзию Персии в Баку: «Так создай же. Чего не хватит - довообразит. Он же поэт. Да какой!»
П. И. Чагин, выполняя поручение Кирова, поселил приехавшего в августе 1925 года Есенина на одну из лучших ханских дач в Мардакянах, окружённую садом и фонтанами. Красота природы благотворно сказалась на его творчестве и душевном покое.
Сергей Миронович хотел продолжить шефство над поэтом и после своего перевода в Ленинград, но, к сожалению, Есенин рано ушёл из жизни. С. М. Киров всегда очень тепло вспоминал Есенина и жалел о том, что не смог задержать его в Баку и предотвратить трагедию.
А знаете ли вы, что предшественник Кирова - небезызвестный Зиновьев - утверждал, что промышленность развивать в Ленинграде не нужно совсем, что этот город должен стать чем-то вроде музея под открытым небом, музея революции, а поднимать экономику здесь слишком трудно, а значит, не стоит и связываться? Что при Зиновьеве дело доходило до того, что даже уголь в Ленинград приходил… из Англии? Что после страшного наводнения 1924 года никто не занимался восстановлением разрушенных водой домов и даже мусор, нанесённый разлившейся Невой, на некоторых улицах не убирался? Что ленинградцам было негде жить, что многие улицы не освещались, что безработица казалась непобедимой… Да, Зиновьев был истинным отцом разрухи! Даже люди, близкие к нему, вынуждены были признать: руководителем он был никаким. Даже Троцкий отмечал, что при малейшем затруднении Зиновьев всегда поступал одинаково: падал на диван и кричал, что всё пропало! И вместе с тем этот человек держался в городе очень крепко, ибо имел огромную армию «своих людей», занимавших все руководящие посты в Ленинграде, - да и в Москве, конечно, тоже.
То, что Киров положил конец зиновьевщине, - это тоже одно из великих достижений Сергея Мироновича.
Как известно, гибель величайшего русского поэта случилась именно в Ленинграде. Случайность ли это? Я думаю, что никакой случайности тут нет.
Сразу скажу: я принадлежу к той группе людей, которая считает гибель Есенина не самоубийством, а убийством. Как известно, единства мнений в этой группе нет: кто убил, почему, каким образом? На эти вопросы даются различные ответы, и ни один из этих ответов по-настоящему не удовлетворяет думающего человека. У сторонников версии самоубийства таких разногласий нет, у них всё просто: спился, опустился, потерял человеческий облик, в припадке белой горячки полез в петлю…
А я сейчас хочу напомнить некоторые события рокового для Есенина декабря 1925 года. Что в то время происходило в стране? Главным событием тех дней был, конечно XIV съезд ВКП(б), на котором Зиновьев со товарищи, чувствуя шаткость своих позиций, попытался дать бой Сталину - и проиграл его. Теперь команде Сталина необходимо было закрепить свою победу и выбить Зиновьева из Ленинграда. На освободившееся место должен был сесть С.М.Киров. Однако все понимали, что так просто сбросить прежнего вождя не удастся: для этого требовалась большая работа в ленинградских заводских парторганизациях, агитация среди рабочих, создание групп единомышленников…
И вот в эти-то опасные для нашего города и для всей страны дни Есенин вдруг решает переехать из Москвы в Ленинград!
Почему?
Да, в Москве он постоянно подвергался преследованиям ГПУ, ему постоянно приходилось прятаться от чекистов - то ложась в больницы, то выезжая на много месяцев в дальние края… Почему же на этот раз он решил укрыться в Ленинграде, во владениях Зиновьева, который никогда не питал любви к русскому поэту (да и поэт платил ему тем же)?
Быть может, он знал, что Зиновьева вот-вот сменит Киров? Но кем был Киров для Есенина?
А С.М.Киров был именно тем человеком, который помогал Есенину укрыться от преследований той самой части советской элиты, одним из вождей которой являлся Зиновьев. Дважды, когда находиться в Москве было смертельно опасно, Есенин уезжал в Баку и там стараниями Кирова находил и безопасность, и отдых, и наилучшие условия для творчества. Сергей Миронович занимал тогда пост первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана. Почему он защищал поэта? Во-первых, конечно, потому, что всей душой любил и русскую литературу вообще, и поэзию Есенина в частности. Все, кто знал Кирова, в один голос говорят о том, насколько это был духовно развитый, начитанный, тонко чувствующий человек, прекрасно понимавший, какое значение имеет Есенин для отечественной культуры. Понимал Киров и яростный русофобский настрой «элиты», знал, что она не остановится, пока не уничтожит русского гения… Итак, для Есенина Киров был и защитником, и другом, и человеком, способным обеспечить спокойную творческую работу. Кстати, узнав, что Есенин хочет переехать в Ленинград, Киров сказал: «Ну что ж, продолжим шефство над ним в Ленинграде!» Что это было бы за шефство, можно понять, узнав, как сердечно принимал он поэта в Баку.
А чем был Есенин для Кирова? Не только великим поэтом, но и человеком, к чьим словам прислушивается вся Россия, а значит - лучшим агитатором в борьбе с Зиновьевым. Можно ли предположить, что Киров сам или через своих доверенных лиц предложил Есенину провести несколько бесед с питерской интеллигенцией, убеждая её в необходимости поддержать нового вождя? Думаю, что такое предположение вполне обоснованно. Да разве Есенина знали и любили только в интеллигентской среде? Его имя было дорого и крестьянам, и рабочим, и слово Есенина в поддержку Кирова веско прозвучало бы для всего питерского пролетариата.
Но всё это понимал и Зиновьев!
«Так, значит, по-вашему, именно Зиновьев отдал приказ убить Есенина?» - спросите вы.
Нет, дело, по-моему, обстояло не совсем так.
Зиновьев был человеком трусливым, не способным на решительный поступок. «Ну зачем же сразу убивать?.. - так он, скорее всего, размышлял. - Не велика шишка - поэтишка. Довольно будет просто припугнуть его». И, по-моему, приказ Зиновьева работникам Ленинградского ГПУ мог быть таким: «Напугайте этого стихоплёта так, чтобы он и через два года не перестал заикаться! Пусть летит из Ленинграда мухой, пусть и думать забудет о всякой агитации, пусть и имя Кирова не вспоминает!»
Зиновьевцы отправились выполнять этот приказ, но… Что-то пошло не так. Перестарались ребята. Надо было напугать поэта до полусмерти, а они запытали его до смерти.
Эта версия, между прочим, объясняет и всю ту кровавую неряшливость, которая была проявлена убийцами, и поистине топорную работу зиновьевских гэпэушников, пытающихся наспех выдать страшную гибель поэта за простое самоубийство… Ведь всё дело полно противоречий, всё шито белыми нитками.
А между прочим, если бы целью Зиновьева было именно убийство, то всё могло быть сделано чисто: пьяная драка на глазах у десятков свидетелей, чей-то случайный нож… Да мало ли способов придумано соответствующими специалистами!
====================================
Описание убийства С.А.Есенина
А) Художник Василий Сварог одним из немногих видел ещё неприбранный труп Есенина.
Именно он сделал рисунок мёртвого Есенина ещё без грима.
• Вот что он рассказывал в 1927 году:
«Мне кажется, этот Эрлих что-то ему подсыпал на ночь, ну… может быть, и не яд, но сильное снотворное. Не зря же он «забыл» свой портфель в номере Есенина. И домой он «спать» не ходил - с запиской Есенина в кармане. Он крутился не зря всё время неподалёку, наверное, вся их компания сидела и выжидала свой час в соседних номерах. Обстановка была нервозная, в Москве шёл съезд, в «Англетере» всю ночь ходили люди в кожанках. Есенина спешили убить, поэтому всё было так неуклюже, и осталось много следов. Перепуганный дворник, который нёс дрова и не вошёл в номер, услышал, что происходит, кинулся звонить коменданту гостиницы Назарову. А где теперь этот дворник?..
Сначала была «удавка» - правой рукой Есенин пытался ослабить её, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковёр и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась… Почему я думаю, что закатали в ковёр? Когда рисовал, заметил множество мельчайших соринок на брюках и несколько в волосах... пытались выпрямить руку и полоснули бритвой «Жилетт» по сухожилию правой руки, эти порезы были видны... Сняли пиджак, помятый и порезанный, сунули ценные вещи в карманы и всё потом унесли... Очень спешили... Вешали второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве…»
Б) 30 декабря 1925 года ленинградская «Красная газета» в вечернем выпуске опубликовала статью (некролог) Бориса Лавренёва «Памяти Есенина».
Он был 28 декабря в «Интернационале»-«Англетере» и видел мёртвого Есенина. А накануне поздно вечером столкнулся у Михаила Фромана с вездесущим имажинисом Вовой Эрлихом.
Статья эта была с подзаголовком: «Казнённый дегенератами».
И с эпиграфом: «И вы не смоете всей вашей чёрной кровью поэта праведную кровь».
• А завершалась статья так:
«И мой нравственный долг предписывает мне сказать раз в жизни обнажённую правду и назвать палачей и убийц - палачами и убийцами, чёрная кровь которых не смоет кровяного пятна на рубашке замученного поэта».
В) Сразу же после гибели поэта его приятель Василий Князев - он провёл ночь в морге Обуховской больницы у тела Есенина - написал стихотворение.
• Оно начинается следующей строфой:
В маленькой мертвецкой у окна
Золотая голова на плахе:
Полоса на шее не видна -
Только кровь чернеет на рубахе...
Г) Как рассказывала Екатерина Александровна - сестра поэта - своей дочери - Наталье Васильевне, её муж - Василий Наседкин, первое, что он сказал дома:
«На самоубийство не похоже. Такое впечатление, что мозги вылезли на лоб».
По словам Натальи Васильевны, её мама догадывалась об убийстве.
Августа Миклашевская также полагала, что Есенин был убит.
В том, что Есенин убит, не сомневался и Д. С. Куликов, юрист, ученик А. Ф. Кони, знавший Есенина.
Д) Эмигрантская газета «Слово», выходящая в Риге, 5 января 1926 года сообщила об убийстве Есенина.
Е) Ф. А. Морохов (профессор, патофизиолог) пишет:
«В доме, где я живу, проживала семья старых питерцев, которые рассказывали мне о том, что их родители работали в гостинице «Англетер», в то время называвшейся «Интернационал» и бывшей в ведении ГПУ. Их отец работал кучером, а мать уборщицей. Они рассказывали, что когда погиб Есенин, то все служащие гостиницы говорили об убийстве».
Ж) Актёр Анатолий Михайлов, который мальчиком принимал участие в похоронах Есенина, рассказывал, что об убийстве поэта в те дни в Москве говорили многие и при этом добавляли, что правду, как всегда, не обнародуют.
• В своём стихотворении «Продолжается казнь» он пишет:
…Вчетвером навалились, терзали и резали,
А затем бездыханного вдели в петлю…
*************************
В своём романе Виталий Безруков описал, как, на его взгляд, происходило убийство Есенина, назвав имя предполагаемого убийцы - поэта-чекиста Блюмкина - и заказчика - Троцкого.
• Из романа Безрукова «Есенин»:
«...Эрлих торопливо схватил портфель и понял, что наган в нём: Есенин ничего не заподозрил... Есенин закрыл за ним дверь...
...Дверь отворилась, не скрипнув, петли, видать, смазали заранее, и в номер вошёл Блюмкин, за ним гэпэушник и тот подсадной «белый офицер», что был с Есениным в камере на Лубянке. Он запер дверь за собой. Увидал Блюмкина Есенин - сердце его зашлось в смертельной тоске. Крикнул он в отчаянье: «Чёрный человек! Чёрный человек!» - и швырнул в морду его гармонь русскую. Упал на пол Блюмкин. Бросился Есенин к чемодану, сунул руку, но нет там нагана! «Эх, Эрлих, иуда!..»
Двое других разом навалились на одного Есенина, усадили на стул, удавку на шею накинули. Хрипит Есенин, правой рукой вцепился в веревку. Вскочил Блюмкин... и наганом со всего маху рукояткой в лицо! Ещё! Ещё! Один бьёт, двое держат! Глаз вытек! Переносица проломлена! Обмяк поэт, затих».
• А вот как описал убийство Есенина Сергей Куняев:
«…Дверь отворилась…
Сколько человек вошло в номер? Очевидно, этого мы никогда не узнаем. Однако убеждён, они подстерегали удобный момент, когда поэт один останется в номере. И этот момент настал.
Есенин сопротивлялся отчаянно. Удар в переносицу, очевидно, оглушил его. Истекая кровью, пытался вырваться из рук палачей. Но убийцы заранее обдумали свой план. Как-то поэт написал, что повесится «в зелёный вечер под окном». Не эта ли фраза подсказала преступникам план действия?
Чем они душили его, не пиджаком ли, который потом не нашли? И не потому ли трахея и гортань остались неповреждёнными, а язык был прикушен? Почему-то я уверен, что, когда убийцы подтаскивали поэта к трубе парового отопления и подвешивали на ремне от чемодана, он был ещё жив. Цеплялся рукой за трубу. Разжать его руку потом было невозможно. К утру она окостенела и долго не разгибалась.
Они наспех обыскали номер. Курили, бросая окурки прямо на пол. Рылись в его вещах. Искали какие-то рукописи. И часть их унесли с собой. Но не всё. Есенин, очевидно, предчувствовал возможность такого конца. И, как свидетельствует А. Изряднова, его первая жена, о которой никто не знал, уничтожил свои рукописи в её доме, где за ним наверняка не могли следить.
…Когда всё было кончено, они взяли ключ, заперли дверь и вставили его в замочную скважину. Потом ушли из номера. Каким образом? Очевидно, закрыли за собой дверь, захватив ключ с противоположной стороны «экстрактором» - инструментом, которым пользовались гостиничные воры…»
**************************
3 октября 1995г., в день столетия со дня рождения Сергея Есенина, во МХАТе на Тверском при большом стечении публики был показан новый спектакль режиссера Татьяны Дорониной - "Версия 'Англетер'" (автор пьесы - А. Яковлев). Обстановка на премьере была торжественной и душевной; в фойе продавалась книга Станислава и Сергея Куняевых "Сергей Есенин" из серии ЖЗЛ, руководитель театра в своем выступлении перед началом представления выразила надежду на то, что теперь зрители "узнают и почувствуют о великом национальном поэте и великом мученике больше, чем знали и чувствовали раньше" ,- до того, как ознакомились со мхатовской "версией".
Великий русский поэт С.А.Есенин. Фото из доступных источников.