Один из этапов трансформационного процесса - это когда человек оказывается один на один со своей внутренней войной и больше не может переложить ответственность за нее на других людей. С этого момента начинается внутренняя интеграция противоборствующих частей. Очень многим удаётся избежать этой точки просто потому, что мало кто может поддержать человека в том, что в его страданиях никто не виноват.
Пока человек убежден, что его потребности и ожидания должны исполняться другими людьми, а без этого он не может быть счастливым, пока он требует этого от других, его собственные внутренние ресурсы остаются невостребованными и неактуализированными. А те, что есть, расходуются на обвинение, преследование, обличение и наказание тех, кого он назначил ответственными за свою жизнь, виноватыми в его страданиях.
Точка перехода из одного видения мира в другое лежит через признание и осознание экзистенциального одиночества - только я один могу сделать себя счастливым.
Закономерный вопрос, который встает перед теми, кто выходит из этих манипулятивных игр - а зачем тогда нужны другие люди? На него нет ответа до тех пор, пока экзистенциальное одиночество не прожито и не принято. Новый уровень обмена и взаимного присутствия чрезвычайно сильно отличается от игр во власть и подчинение. Для того, чтобы он стал доступным, необходимо интегрировать себя. Тогда другие люди перестанут являться для вас экранами для проекций вашей внутренней битвы, и вы увидите новые возможности в отношениях с ними.
Нина Рубштейн