Мы, люди, вступаем иногда в очень странные взаимодействия со своим телом. Хочу задать достаточно простые вопросы: Как вы можете понять, что вам сейчас хорошо? Как вы можете понять, что вам плохо? Как можете понять, что сейчас вы делаете то, что вам нравится? Делаете то, что не нравится? Как можете понять, что вас радует конкретное занятие? Конкретный человек? Конкретная пища?
К сожалению, очень многие из нас утратили связь со своим телом. Это случается по многим причинам. Многие из нас с самого детства подвергаются насилию и всяческим ущемлениям. Немногим из нас повезло жить в семье с родителями, которые ценили бы проявления нашей свободы и спонтанности, воспитываться в заведениях и у педагогов, которые бы уважали наши детские проявления. Многим из нас не повезло иметь личное пространство, которое способствовало бы пребыванию наедине со своими ощущениями и с самими собой в принципе: жизнь в общежитиях, детских домах, квартирах, где в 17 квадратных метрах постоянно проживают 5 и даже больше человек - вполне реальная ситуация.
В дискомфортных условиях мы учимся забывать о своих ощущениях и отходить от чувствования своего тела. Это естественная реакция психологической защиты. Малоприятно пребывать постоянно в болезненных переживаниях невозможности удовлетворить свои значимые потребности и наше сознание отодвигает эти ощущения на задний план. Как временное средство - действие вполне оправданное и целесообразное.
Иногда человек сужает фокус своего внимания, вытесняя из сознания болезненные переживания. А иногда переносит фокус своего внимания со всего тела почти всецело «в голову». Ведь все мы помним, что «надо думать головой, а не жопой» (именно так нас воспитывали). И тогда голова начинает прагматично просчитывать, что нужно делать, чтобы было хорошо (потребности и ощущения тела при этом не учитываются или учитываются неполно). Или же сознание блокирует ряд ощущений, оставляя другие. Утрированный пример: чувство голода и дискомфорта от постоянного ущемления своих личностных потребностей можно заменить светлым ощущением патриотизма. И тогда человеку может быть хорошо, когда партия сказала, что ему живется хорошо, а не когда он сам лично для себя это самое «хорошо» ощущает. Или же человек поступает всецело как нужно его семье, мужу/жене, детям, референтной социальной группе, как он помнит, что должно быть хорошо по его плану и т.д.
Через какое-то время условия жизни могут меняться к лучшему. Но за долгое время шаблоны поведения и шаблоны взаимодействия со своим телом настолько окостеневают, что человек может продолжать им следовать. Чувство неудовлетворения тела, в ответ на столь долгое его игнорирование, усиливается (боль - способ тела привлечь наше внимание). Но в ответ часто усиливается и сила механизма психологической защиты, который будет вытеснять из сознания дискомфортные постоянно-растущие негативные переживания. Иногда на данное внутреннее противостояние тратится чуть ли не вся свободная энергия. В таком случае человек чувствует себя постоянно уставшим, «выжатым как лимон» без, казалось бы, видимых на то причин: питаюсь хорошо, работа физически лёгкая, но постоянно уставший, беспокойный сон, который не несет отдыха и т.п.
На уровне физического тела подобный внутриличностный конфликт выражается в чрезмерном мышечном напряжении тех или иных частей тела. Иногда человек практически не расслабляется и почти круглосуточно (кроме фазы глубокого сна) пребывает в напряжении. Часто это напряжение приводит к тому, что сбиваются важные жизнедеятельные функции организма. Как пример, большинство горожан дышат прерывисто, мелкими вдохами/выдохами в грудь. И это вовсе не потому, что они не могут физически дышать «полной грудью» или обладают нетренированным телом. В 99 случаях из ста это связано с чрезмерным мышечным напряжением мышц брюшины, груди, которое появляется вследствие особого «забитого» состояния сознания дышащего.
Иногда человек настолько отучается чувствовать себя, что ему сложно это сделать даже когда перед ним стоит прямая задача: «ПОЧУВСТВУЙ!»
Почувствуй, чем ты хочешь заниматься в жизни, нравится ли тебе эта девушка, твоя работа, твоя цель?
Как вы понимаете, это может быть проблемой.
Что же делать? Чувствование себя при долгом забывании о своем теле начинается с мелочей. Но это путь, который может подарить не только «обыденное» (реализацию именно НАШИХ целей, комфортную жизнь, которую МЫ САМИ для себя выбираем), но и открыть нам двери в пространство поистине потрясающих возможностей. С личной и духовной реализацией, когда мы по-настоящему доверяем своему телу, самому себе и Вселенной, очень часто для нас становятся возможными множество новых вариантов поступков и событий, которые способствуют наиболее полной реализации всего нашего потенциала.
Как я уже написал, чувствование себя начинается с мелочей. Есть практики для повышения осознанности и развития понимания себя. Но, по моему опыту, полезными эти практики окажутся только в том случае, если вся наша жизнь станет упражнением по развитию чувствования и понимания себя и упражнением по развитию осознанности. А это достигается путем постепенного включения в область своего осознавания КАЖДОГО своего действия и постоянному апеллированию к своему телу. И тут не может быть быстрого пути или волшебных таблеток. Приведу пример. Я преподаю разноплановые дыхательные техники уже около четырех лет. Среди них есть техники, которые могут дать достаточно быстрый и весьма ощутимый «скачёк» уровня осознанности. Человек с помощью них может ощутить все свои ощущения, чувства и эмоции, которые долгое время вытеснялись из сознания. Есть люди, которые получают с помощью этих техник мощнейшие эффекты: творческие прорывы, осознание своего предназначения, избавление от зависимостей и страхов и пр.пр. Кто-то сразу же после такого опыта начинает стремительно менять свою жизнь к лучшему. Для того чтобы техники работали, достаточно соблюдать правильную форму выполнения. Но, на практике: даже при идеальной форме выполнения техники, практикующие осознают и запоминают (и, значит, могут впоследствии осознанно использовать) только лишь приблизительно 5-30 процентов от всего, что с ними реально происходит во время дыхательной сессий. Степень запоминания и осознания протекающих процессов зависит от того, насколько было развито сознание практикующего до практики или, иными словами, насколько человек осознан в своей «обыденной» повседневной жизни.
С Уважением и Любовью
(с) Александр Хитрый