Пишу с целью оценить в будущем, по прошествии соответствующего времени, насколько я верно представлял себе происходящие события на территории к северу от Чёрного моря. Одно моё сделанное мимоходом
предсказание-опасение, кстати, сбылось. В некотором смысле, сбылось и
второе (насчёт невозможности вступления Украины в ЕС - теперь это очевидно, несмотря на то, что формально всё равно можно допускать, что оно состоится когда-нибудь, в неопределённом будущем). Было ещё одно фейсбучное предсказание времён присоединения Крыма, которое я из осторожности стёр, хотя оно оказалось верным: о том, что ни войны между Россией и Западом, ни открытой военной поддержки Западом постмайданной Украины не будет, а будет вялотекущий обмен санкциями и громогласными словесами. И ещё одно, ошибочное, которое я из вящей осторожности и вовсе не предал гласности (как оказалось - правильно).
Но сейчас, с прояснением за истекший год многих вещей, ранее пребывавших в зоне «тумана войны», можно с большой степенью уверенности говорить о тенденциях, которые сужают пространство возможных событий. Итак…
При любом варианте развития событий произойдёт следующее:
1. Крым останется в составе России. Вплоть до того самого момента, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».
2. Остальная территория к северу от Чёрного моря, уже сейчас являясь самой бедной страной Европы (недавно обогнав в этом Молдавию), уже в этом году погрузится в ещё более жалкое экономическое состояние, став одной из самых нищих стран мира. Большая часть населения будет выживать натуральным хозяйством и за счёт гастарбайтерства. Эмиграция достигнет беспрецедентных масштабов.
3. «Горячей» войны между Россией и НАТО в ближайшие годы не будет.
Теперь возможные варианты более конкретных событий на ближайшие годы (начиная с наиболее вероятного и заканчивая наименее вероятным).
1. Вариант «Дейтон-2».
Приблизительный аналог Боснии и Герцеговины. Принятие новой Конституции, которая даст территории «малой Новороссии» (либо в её нынешних границах, либо - если будут иметь место новые военные столкновения - в границах расширенных, вплоть до присоединения территорий одной-двух соседних областей) очень высокую степень автономии с сохранением собственных силовых структур. Произойдёт только после падения нынешнего руководства Украины в результате экономического краха и военных неудач и прихода ему на смену более договороспособных людей. Единство Украины формально сохранится.
Через некоторое время после установления относительной стабильности начнётся экономический рост благодаря переносу в страну со сверхдешёвой отныне рабочей силой ряда выносимых производств (по модели Юго-Восточной Азии), и страна выбьется из нищеты, хотя и останется одной из беднейших стран Европы, причём очень сильно подверженной влиянию мировых экономических кризисов. Население будет стремительно сокращаться, как за счёт превышения смертности над рождаемостью, так и за счёт эмиграции.
2. Вариант «Абхазия-2».
После социально-экономического краха и военных неудач Украина окончательно отказывается от попыток вернуть себе территории «малой Новороссии» (которые в случае продолжения военных действий могут несколько расшириться, как и в предыдущем случае), но не признаёт их независимость. Они становятся непризнанным или частично признанным государством наподобие Приднестровья, но, в отличие от Приднестровья, будут тесно связаны - как территориально, так и экономически - с Россией, что роднит их скорее с Северным Кипром, Абхазией, Южной Осетией или Карабахом.
Судьба экономики Украины будет той же, что и в предыдущем случае. Однако экономическое положение независимой «малой Новороссии» после восстановления инфраструктуры будет всё же лучше, чем на Украине, подобно тому как Приднестровье богаче Молдавии (примерно по тем же причинам), даже несмотря на непризнанность и неизбежные санкции (тут сыграет свою роль близость России).
3. Вариант «Тайвань-2».
Бывшая Украина скатывается в абсолютный хаос и анархию. В этих условиях происходит её раздел. С целью защиты населения от означенного хаоса в западные области вводят свои войска НАТО, в центральные и восточные области - ОДКБ. Основная же часть Украины становится, таким образом, фактически подконтрольной России и через какое-то время там устанавливается правительство, дружественно к ней настроенное. Новая Украина вступает в Таможенный Союз и ОДКБ. Правительство западных областей будет претендовать на всю территорию бывшей Украины, включая Крым, подобно тому как Тайвань претендовал на весь материковый Китай и даже часть других территорий; возможно, за этим правительством останется место Украины в ООН. Через какое-то время этот «обрубок» могут даже принять в ЕС, поскольку его интеграция будет для ЕС не столь обременительной, какой стала бы интеграция всей бывшей Украины.
Экономические перспективы обеих частей после стабилизации ситуации будут относительно благоприятны (по сравнению с предыдущими сценариями). Западная часть в социально-экономическом смысле станет похожа на беднейшие страны ЕС (бедненькая, но чистенькая аграрно-гастарбайтерная республика), центрально-восточная - на Беларусь или Казахстан.
4. Вариант «Раздел».
Бывшая Украина скатывается в абсолютный хаос и анархию. Польша, Венгрия, Румыния и, возможно, Словакия вводят свои войска в её западные области и присоединяют их к себе (скажем, Румыния - Черновицкую область). Остальная часть, занятая войсками Новороссии и/или России, присоединяется к России. Присоединение во всех случаях может быть как полным и юридическим, так и фактическим, но с сохранением каких-либо атрибутов независимости и/или претензий на таковую. В любом случае государство Украина исчезает с лица земли как реальный геополитический объект, в лучшем случае становясь в этом смысле чем-то вроде Западной Сахары или Сомали.
Социально-экономические перспективы для обеих частей будут наилучшими из всех рассмотренных вариантов, хотя адаптация присоединённых территорий будет достаточно обременительной для стран - участниц процесса.
5. Вариант «Южный Судан-2».
Маловероятен, но возможен в случае масштабных побед армии Новороссии и занятия ею большой территории (вплоть до всей «Большой Новороссии» и даже, может быть, Киева) при сохранении относительной управляемости остальной Украины и на фоне общей ожесточённости событий. Следствием станет раздел бывшей Украины при посредничестве ООН на два сопоставимых по территории и населению государства (подобно недавнему разделу Судана) и международное признание Новороссии. В дальнейшем Новороссия вступит в Таможенный Союз и ОДКБ.
Судьба экономик двух частей бывшей Украины в этом случае будет различаться наиболее сильно. Экономика Новороссии будет развиваться примерно по «белорусско-казахстанской» модели, аналогично сценарию № 3, тогда как оставшейся части Украины - по наиболее прискорбному сценарию № 1 (что усугубится потерей значительной или даже большей части промышленности и энергетики).
Невозможные сценарии
Для контраста приведу несколько вариантов развития событий, которые абсолютно невозможны.
1. «Единая унитарная Украина». Войска Украины уничтожают ДНР и ЛНР. Украина становится единой, прозападной, с перспективами вступления в ЕС и НАТО.
2. «Единая пророссийская Украина». Украинское руководство (старое или новое) понимает пагубность нынешнего курса, после чего меняет его на максимальное сотрудничество с Россией.
3. «Малороссия». Армия ЛНР и ДНР освобождает всю Украину (при полном бездействии западных стран), после чего проводит денацификацию.
4. «Новый Конотоп». На помощь Украине приходит НАТО, в новой Конотопской битве Россия терпит поражение, Украина возвращает себе Крым, а возможно, и Кубань с Таганрогом. Украинские войска маршируют по Москве. Остатки России выплачивают гигантские репарации.
О вероятности сценариев
Вероятность сценариев я оценивал исходя из того, какие цели ставят и какие интересы преследуют активные участники событий, с учётом их возможностей и пределов, до которых они могут отступать. За истекший год эти вещи сильно прояснились.
Поэтому «невозможные сценарии» - это те, которые выходят за «предел отступления» наиболее сильных участников событий и/или за границы возможностей вообще любых участников. Так, 1-й невозможный сценарий невозможен потому, что военное уничтожение ДНР и ЛНР недопустимо с точки зрения России и сегодня уже выходит за рамки возможностей вооружённых сил Украины. 2-й сценарий невозможен по той причине, что любое возможное руководство нынешней Украины органически неспособно быть сколько-нибудь дружественным по отношению к России. 3-й сценарий предполагает бездействие Запада даже при совершенно неприемлемом для него развитии событий. 4-й сценарий чрезмерно оптимистически оценивает способность стран НАТО идти на огромные риски и жертвы ради достаточно сомнительного результата.
Соответственно, более реалистичные сценарии возможны именно потому, что в них нет ситуации, когда один из «сильных участников» (Россия, США и ЕЭС) терпит полное поражение; все эти варианты содержат в себе некий компромисс, когда с рассматриваемой «паршивой овцы» можно хоть шерсти клок (в экономическом или геополитическом смысле) - но получить. Следовательно, чем более компромиссным является вариант, тем он более вероятен «при прочих равных обстоятельствах». Также, при прочих равных, более вероятен будет тот вариант, который потребует от сторон меньше материальных вложений, а также человеческих и имиджевых потерь. Учитывая эти два обстоятельства, я и выстроил варианты по степени их вероятности.