ВОПРОСАМИ управления, как сейчас принято говорить, -«человеческими ресурсами» - я сильно заинтересовался, когда работал редактором газеты на ковровской фабрике им. Абельмана. Бардака я видел там много, удивлялся, как ещё удаётся предприятию выпускать качественную продукцию.
А по линии общества «Знание» на фабрику стал приезжать тогда регулярно работник московского завода «Красный пролетарий», он читал лекции по социологии управления. Приводил уйму интересных примеров из практики Запада, давая понять, что там производство организовано гораздо лучше, чем у нас.
Запомнился пример из жизни западногерманских ремонтников. Им платили, не когда они работали, а когда бездельничали, и наоборот, когда они занимались ремонтом, зарплата им не шла. То есть, их главная задача была - всегда поддерживать оборудование в рабочем состоянии.
Начал тогда почитывать спецлитературу. Выписал из областной библиотеки книгу А. Гастева «Как надо работать». Интересный, кстати, человек. Земляк наш - из Суздаля, из семьи учителя и швеи. В 1921 году возглавил Центральный институт Труда. Его идеи по научной организации труда до сих пор не потеряли своего практического значения. В 1939-м его расстреляли за «антисоветскую деятельность».
Он писал: «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно же научиться так работать, чтобы работа была лёгкой и чтобы она была постоянной жизненной школой».
И мне захотелось научиться так работать. На фабрике это было непросто, а тут меня один хороший человек уговорил пойти работать социологом на завод им. Дегтярёва. Думал я: вот уж в «оборонке» должен быть полный порядок. Но, оказалось, труба там, конечно, была значительно выше, и дым намного гуще, но бардака и там хватало.
НО на оборонку денег не жалели, потому ресурсами завод обеспечивался на 120% - так что сделать из них изделий на 100% можно было и при неэффективном управлении.
Конвейер на мотопроизводстве, по моим замерам, работал 20 часов из положенных 41 в неделю. Станок в одном из цехов я обнаружил производства ещё дореволюционного (интересно, сохранился ли он сейчас). Начальство явно не заботилось о «научной организации труда». Да и образованность части начальства оставляла желать лучшего.
Впрочем, это не мешало им делать карьеру и выстраивать своё благополучие. В личном деле одного из высоких начальников я увидел, что он пишет слово «дочь» без мягкого знака. И ничего - партийной карьере это никак не помешало. И сегодня, говорят, этот человек весьма богат. Ну да ладно.
Мне самому в молодости с начальниками как-то не везло. Не попадал я в места, где всё было организовано на уровне, и работа не становилась «постоянной жизненной школой». Потому возмечтал я сам стать начальником, чтобы в моей организации всё работало «как часы».
"Определённых" успехов удалось добиться. Но "как часы" не получилось. Слишком демократичным и либеральным начальником оказался. :)
А в России начальник должен быть авторитарным, строгим и даже безжалостным. :)