(продолжение
К началу генсекства Брежнева СССР подошёл в бодром настроении)
Вступление в комсомол в 1970-м в 14 лет я рассматривал как важное событие -
туда принимают только достойных, кто хорошо учится и активен в общественной жизни.
Не примут - позор.
Приняли с почётом - в горкоме ВЛКСМ, в красивом здании бывшей городской Думы.
Но постепенно, классу к 9-му, когда внимательней наблюдать начал за взрослой жизнью, стали замечаться "фрагменты" абсурда.
Сейчас уже трудно точно вспомнить, в чём это выражалось конкретно.
Стала казаться фальшивой назойливая идеологическая пропаганда по телевидению.
Всё чаще замечались расхождения между официальными словами и делами.
Но казалось, что это лишь отклонения от настоящего ленинизма, которые со временем исправятся.
Великое учение Ленина мной не подвергалось в школе сомнению -
пропаганда со мной доверчивым поработала эффективно.
Мы азартно играли тогда в КВН, достаточно смело иронизируя над "общественными недостатками".
Критиковать в духе журнала "Крокодил" можно было, а больше, вроде, и не требовалось.
Подражали телевизионному КВН, тогда более популярному, чем сейчас.
Болели за любимые команды, как в футболе и хоккее.
В общем, за детство счастливое наше - спасибо, родная страна!
Школа закончена отлично, далее надо реализовать давнюю мечту о том, чтобы стать журналистом.
Замыслил я об этом в 8-м классе, выписывал журналы "Журналист" и "Рабоче-крестьянский корреспондент".
Сотрудничал с городской газетой, выписал из МГУ по почте литературу для поступления на журфак,
Набрал на экзаменах 24 балла из 25 и стал студентом, как мне казалось, лучшего вуза страны - настоящего Храма Знаний.
Сразу же смутил контингент студентов.
Преобладали дамы, а у меня в группе вообще ужас - два парня и 18 девиц.
Многие уже в возрасте - доходило аж до 27 лет.
Преподавание показалось сразу же каким-то неээфективным.
Скучные лекции по истории КПСС, теории и практике партийной печати.
Более-менее казались нестандартными лекции Прохорова по "Введению в специальность".
Семинары были скучнее, чем школьные уроки, проходили заформализованно и абсолютно неинтересно.
Но главное - другое.
Вдруг с ужасом обнаружил, что мои школьные знания, весьма приличные (доказали вступительные экзамены), совершенно не нужны в вузе!
Ещё хуже - не нужны абсолютно рационализм и рациональный подход к проблемам, выработанный на уроках математики, физики, химии (ещё был и шахматистом).
Требовалось совершенно другое. Что?
Способность "изучать" то, что казалось весьма сомнительным (история КПСС).
"Небрезгливо" проглатывать пропагандистские штампы, развивать способность к двоемыслию - думать одно, а говорить другое.
И тому подобное.
Кто-то к этому был уже хорошо подготовлен и выполнял задания по развитию "фарисейства" в себе спокойно и иронично.
Я же начал задумываться...