(Запись от 29.11.77 - 13.15)
В читальном зале библиотеки им. Горького.
Наконец-то! я выбрался в книжный океан.
Купаюсь в интеллектуальных удовольствиях.
Наслаждаюсь мудростью.
"Как можно быть глубоко религиозным и, вместе с тем, абсолютно неверующим?"
"Накипала сверх того тоска; являлась истерическая жажда противоречий, контрастов".
"Потребность же богато и хорошо одеваться - результат вытеснения эксгибионистских тенденций".
"Судьба человека - это его комплекс Эдипа".
"Не только Ибсен сознательно понял, что жизнь писателя - борьба с его комплексами,
его творчество - суд над бессознательными тенденц иями, и Достоевский знал это".
После окончания Голядкина, начиная "Неточку", он пишет своему брату:
"И эта вещь будет исповедью и судом надо мною, хотя и в иной форме, чем прежняя"
(Обязательно найти это письмо!") NB!
В "Неточке" Д. описал Эдипов комплекс.
"Достоевский изображает бессознательную духовную жизнь своих героев,
как будто он задолго до Фрейда открыл психоанализ, т.с., для своего пользования.
Его знание о тайнах человеческой души не только интуитивное знание художника;
он часто сознательно высказывает истины, открытые психоанализм чуть ли не полстолетия спустя."
Амбивалентность - двойственность, противоположность.
"Невротики больны теми же комплексами, которые определяют психику и здорового человека".
(Это всё цитаты из "Достоевский: психоаналитический очерк под ред. проф. З. Фрейда/Иолан Нейфельд.
Руководитель моей дипломной работы Игорь Волгин мне шепнул тогда: "Блядская книжка, но интересная".)
Далее опять цитирую мои тогдашние "Записки"
После прочтения очерка Д. стал несколько понятнее, но ещё более запутанным.
Но настроение неожиданно резко улучшилось.
Жизнь кажется ужасно интересной из-за её путанной сложности.
Играть в эти сложности - чрезвычайно увлекательно.
Хочу, чтобы и работа над дипломом стала интересной, увлекательнйо и полезной во всех смыслах.
В читалке очень уютно.
Хочется перечитать гору книг.
Книгу о Достоевском написать - Мечта!!!
Всё объясняется, всё детерминировано, предопределено.
На Достоевского надо смотреть сквозь призму психоанализа. (это мысль для диплома)
(Не надо через психоанализ, хотя анализировать Д. психологически надо обязательно.
В дипломе я не стал через призму психоанализа.)
Если даже очерк Нейфельд истинен на 1/10, то и этого достаточно для предыдущего утверждения.
На сладкое - Розанова.
Другие = окружающие.
Сделал первую выписку из Розанова.
Из его «Опавших листьев»:
«Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. «Прибавляет» только теснейшая и редкая симпатия, «душа в душу» и «один ум».
Таковых находишь одну-две за всю жизнь. В них душа расцветает. И ищи её.
А толпы бегай или осторожно обходи её».