Художественную литературу я редко теперь читаю.
И ни одну книгу не могу дочитать до конца, ибо просто становится недостаточно интересно и время жаль.
Кого я в последнее время пытался читать? Пелевина... Л.Ф.Селина... вообще-то многих, но недочитываю.
А вот давно прочитанное люблю вспоминать и листать: Достоевского, Камю, Зощенко, Розанова, Ремарка...
Вообще за жизнь прочитал много художественной - программа журфака требовала знаний о всех книгах, заслуживающих этих знаний.
Из всех писателей для меня важнейшим остаётся Достоевский, хотя я с ним часто и спорю.
Я его даже стал подозревать в служении властям тогдашним, испытываю его "на сгиб и излом"...
Но потом опять признаю: для меня Достоевский - лучший писатель всех времён и народов...
Иногда думаю (и сомневаюсь в том), что книги способны влиять на подсознание.
Не забуду сильных впечатлений от первого прочтения "Братьев Карамазовых".
Когда читаешь произведение в первый раз, чаще больше следишь за сюжетом, чем за тем, что под ним скрывается.
Мудрость писательскую обнаруживаешь потом уже.
А тогда, закрыв последню страницу "Карамазовых", я впервые тогда (студентом III курса) задумался о смысле жизни.
Нигде прямо вопрос "зачем жить?" Достоевский не ставил.
Но задуматься об этом он подтолкнул сильно.
В СССР нас учили, что художественная литература - инструмент познания жизни, людей.
В молодости я так и думал, но с годами сильно усомнился в том, как и во много другом тоже.
Не вижу я большого влияния художественной литературы на людей, на общество.
Нынешняя РФ, да и весь мир - доказательство наглядное тому.
Читали, читали советские люди всякие хорошие книги - от "Недоросля" до "Как закалялсь сталь" - а в итоге получилось из них непонятно кто, непонятно что.
Наверное, в детско-юношеское время книги влияют сильно.
Я знаю парня, на которого повлиял сильно философски "Властилин колец" Толкиена - в нём он вычитал то, что я не смог бы, наверное.
Какая художественная литература нужна сегодня?
По-прежнему сильно востребован Ремарк, хотя, вроде бы, далёк от современности.
Но дух книг Ремарка остаётся силён, в нём молодёжь важное для себя находит.
Удивляюсь, почему не возник новый Ремарк XXI века - ведь если по-ремарковски написать о сегодня?!
Не настолько же он уникален, чтобы невозможно было попытаться стать его продолжателем.
Кстати, удивляюсь, почему нет НИ ОДНОЙ его качественной экранизации.
Хотя структура его текстов, казалось бы, отлично подходит как раз для кино...
Про влияние Достоевского писали про многих писателей и про его подражателей.
Но так и не нашлось среди писателей близко к нему приблизившегося.
А Достоевский современный сейчас был бы очень нужен.
Длинные тексты будут читать?
Пелевина читают (у меня, правда, не получается - не захватывает), значит, дело всё же не в длине текста.
Стилистика должна быть, видимо, такая, чтобы было вкусно читать.
И тексты так цеплять, чтобы обязательно хотелось прочитать до конца...