Кригшпиль (
нем. Kriegsspiel «военная игра») - настольная
стратегическая игра, разработанная Георгом фон Рассевицем (
нем. Georg von Rassewitz) в 1812 году
[1] и опубликованная в 1824 году; первая попытка создания реалистичной военной игры (в отличие от традиционных логических игр)
[2], «прадедушка всех
варгеймов».
В ней впервые в настольных играх была применена концепция
тумана войны.
Применив концепцию тумана войны к
шахматам, в 1899 году Генри Мишель Темпл создал
шахматный вариант кригшпиля, доживший и до наших дней.
В кригшпиле каждый игрок видит лишь свои
фигуры, а фигуры противника не видит.
Поэтому в игре нужен посредник (или компьютер), действующий как судья и владеющий всей информацией о ходе игры.
Когда игрок, в свою очередь, пытается сделать ход, судья объявляет, легален этот ход или нет.
Если ход нелегален, игрок пытается походить опять; если же легален, ход совершается. Обоим игрокам даётся информация о
шахах и взятиях.
Игрок может, также, спросить судью, есть ли на доске легальное взятие пешкой, и если ответ будет положительный, он обязан сделать попытку съедения пешкой (и если она не удастся, далее может пытаться делать любые ходы).
В политике много схожего с кригшпилем - мы не видим настоящих фигур противника, его настоящих замыслов.
Приходится действовать, угадывая вероятностные действия противника, его не видя.
В этом можно найти много интересного.
Криптополитика - как единственный вид реальной политики в РФ.