Вечные бессовестность, воровство и пассивное смиренное терпение.

Sep 24, 2019 13:40

Пёстрое время, пёстрые люди.
Оттого и жить трудно стало; не на кого положиться, не во что верить; везде шатание, пустодушие, пестрота.
Чего не ждёшь, то именно и случится; от кого не чаешь - тот именно и стукнет тебе по темени.
Дурное, спутанное время.
Проворовались людишки, остатки совести потеряли.



Салтыкова-Щедрина я не очень - его стиль многословный и юмор тяжеловесный отталкивают часто.
Но всё же иногда его почитываю с интересом немалым.
И вчера на ночь случайно через поисковик вышел на этот интересный текст из цикла "Пёстрые письма".
Читаю и думаю: как он повлиял тогда, читали ли его при КПСС (этот текст разве что немногие очень)?

Сегодня вряд ли повлияет - и опять же его прочтут очень немногие, иббо длинён для эпохи Инета.
Я и сам-то его с трудом читаю - тянет как литературному редактору сократить существенно.
И, как говаривал мой первый редактор Рафаил Залманович Козьба, сокращая: "Только лучше станет".
Ибо соль мыслей Щедрина, суть того, что он хочет передать, часто теряется от многословия и "юмора".

А мысли-то интересные весьма. "Публикация «Пестрых писем» началась в ноябре 1884 года.
На содержании и форме, несомненно, сказались те обстоятельства биографии писателя и особенности общественной атмосферы, в которых протекала работа над циклом.
«Пестрота» их обусловлена как «пестрым временем», отраженным в них, так и вынужденным творческим «надломом», который переживал в это время Салтыков.

Разгром «Отечественных записок» был не только и не столько личной трагедией писателя, сколько трагедией общественной, симптомом и проявлением новой общественно-политической атмосферы.
Запрещение ведущего последовательно-демократического издания фактически оказалось рубежом, отделившим одну эпоху русской жизни от другой, - эпоху, когда произвол политической власти («внезапность») смягчался колебаниями ее курса в сторону либерализма («случайными веяниями»), -
от эпохи прямой и откровенной реакции, не нуждавшейся уже более в «отступлениях», когда правительство Алексанра III, не опасаясь оппозиции, вступило на путь контрреформ.

Не последнюю роль в окончательном торжестве реакции, в соответствии с концепцией Салтыкова, сыграл «третий член», находящийся «между двумя борющимися сторонами» - «стадный», «средний» человек, представитель толпы, массы в самом широком социальном смысле.
Поведение «среднего человека» определяют ныне, как сказано в «Письме I», «служительские мысли и служительские слова.
Сущность этих мыслей и слов формулируется кратко: «Спасай себя!»

«Средний человек», по природе своей неустойчивый, «повадливый», подобно барометру, отмечает, а то и предвещает изменения социально-политической погоды.
«Пестрота» этой погоды отражается в «пестрящем» поведении «среднего человека».

Подводя «итоги» двадцатилетию реформ и трехлетию политического развития России после убийства Александра II, Салтыков анализирует пестроту во всех ее проявлениях и модификациях.
И самым главным из этих проявлений была политика контрреформ, выдаваемых за реформы, политика, лишённая позитивного начала, последовательная, «стабильная» лишь в отрицательном смысле.
Это был «прах», но «прах», лишённый логики, «испещренный» маскирующими «поправками».
«Пестрота» есть та общественная атмосфера, когда в виду отсутствия идеала «понять ничего нельзя», (конец цитаты)

Ну, разве не актуальны "Пёстрые письма", разве не подходят к РФ сегодняшней?!
Средний человек в России и сегодня ведёт себя так же, как 130 лет назад.
И сегодня главный лозунг - "Спасай себя!"
Текст можно приводить абзацами, не меня ничего - и мало кто заметит, что это не про РФ.

"Общий признак, по которому можно отличать пёстрых людей, состоит в том, что они совесть свою до дыр износили.
А взамен совести выросло у них во рту по два языка, и оба лгут, иногда по очереди, а иногда - это ещё постыднее - оба зараз.
Жизнь их представляет перепутанную, бессвязную и не согретую внутренним смыслом театральную пьесу, содержание которой исключительно исчерпывается переодеванием.
Всем они в течение своей жизни были: и поборниками ежовой рукавицы, и либералами, и западниками, и народниками, даже «сицилистами», как теперь говорят.
Но нигде не оставили ни скрупула своей души, потому что оставить было нечего.

Всё их искусство всегда состояло в том, чтобы выждать потребный момент и как можно проворнее переодеться и загримироваться.
Словом сказать, это вполне оголтелые, в нравственном отношении, люди, - люди, у которых что ни слово, то обман, что ни шаг, то вероломство, что ни поступок, то предательство и измена."

Почему так?!
Почему умные волевые люди не делают должных выводов?
Почему терпят аки вечные терпилы, премудрые пискари?!
Почему не находят умных "техниццских" решений?!

Щедрин, воровство, бессовестность, публицистика, пассивность, бессмысленность, смирение, беспринципность

Previous post Next post
Up