Пёстрое время, пёстрые люди.
Оттого и жить трудно стало; не на кого положиться, не во что верить; везде шатание, пустодушие, пестрота.
Чего не ждёшь, то именно и случится; от кого не чаешь - тот именно и стукнет тебе по темени.
Дурное, спутанное время.
Проворовались людишки, остатки совести потеряли.
Салтыкова-Щедрина я не очень - его стиль многословный и юмор тяжеловесный отталкивают часто.
Но всё же иногда его почитываю с интересом немалым.
И вчера на ночь случайно через поисковик вышел на этот интересный
текст из цикла "Пёстрые письма".
Читаю и думаю: как он повлиял тогда, читали ли его при КПСС (этот текст разве что немногие очень)?
Сегодня вряд ли повлияет - и опять же его прочтут очень немногие, иббо длинён для эпохи Инета.
Я и сам-то его с трудом читаю - тянет как литературному редактору сократить существенно.
И, как говаривал мой первый редактор Рафаил Залманович Козьба, сокращая: "Только лучше станет".
Ибо соль мыслей Щедрина, суть того, что он хочет передать, часто теряется от многословия и "юмора".
А мысли-то интересные весьма. "Публикация «Пестрых писем» началась в ноябре 1884 года.
На содержании и форме, несомненно, сказались те обстоятельства биографии писателя и особенности общественной атмосферы, в которых протекала работа над циклом.
«Пестрота» их обусловлена как «пестрым временем», отраженным в них, так и вынужденным творческим «надломом», который переживал в это время Салтыков.
Разгром «Отечественных записок» был не только и не столько личной трагедией писателя, сколько трагедией общественной, симптомом и проявлением новой общественно-политической атмосферы.
Запрещение ведущего последовательно-демократического издания фактически оказалось рубежом, отделившим одну эпоху русской жизни от другой, - эпоху, когда произвол политической власти («внезапность») смягчался колебаниями ее курса в сторону либерализма («случайными веяниями»), -
от эпохи прямой и откровенной реакции, не нуждавшейся уже более в «отступлениях», когда правительство Алексанра III, не опасаясь оппозиции, вступило на путь контрреформ.
Не последнюю роль в окончательном торжестве реакции, в соответствии с концепцией Салтыкова, сыграл «третий член», находящийся «между двумя борющимися сторонами» - «стадный», «средний» человек, представитель толпы, массы в самом широком социальном смысле.
Поведение «среднего человека» определяют ныне, как сказано в «Письме I», «служительские мысли и служительские слова.
Сущность этих мыслей и слов формулируется кратко: «Спасай себя!»
«Средний человек», по природе своей неустойчивый, «повадливый», подобно барометру, отмечает, а то и предвещает изменения социально-политической погоды.
«Пестрота» этой погоды отражается в «пестрящем» поведении «среднего человека».
Подводя «итоги» двадцатилетию реформ и трехлетию политического развития России после убийства Александра II, Салтыков анализирует пестроту во всех ее проявлениях и модификациях.
И самым главным из этих проявлений была политика контрреформ, выдаваемых за реформы, политика, лишённая позитивного начала, последовательная, «стабильная» лишь в отрицательном смысле.
Это был «прах», но «прах», лишённый логики, «испещренный» маскирующими «поправками».
«Пестрота» есть та общественная атмосфера, когда в виду отсутствия идеала «понять ничего нельзя», (конец цитаты)
Ну, разве не актуальны "Пёстрые письма", разве не подходят к РФ сегодняшней?!
Средний человек в России и сегодня ведёт себя так же, как 130 лет назад.
И сегодня главный лозунг - "Спасай себя!"
Текст можно приводить абзацами, не меня ничего - и мало кто заметит, что это не про РФ.
"Общий признак, по которому можно отличать пёстрых людей, состоит в том, что они совесть свою до дыр износили.
А взамен совести выросло у них во рту по два языка, и оба лгут, иногда по очереди, а иногда - это ещё постыднее - оба зараз.
Жизнь их представляет перепутанную, бессвязную и не согретую внутренним смыслом театральную пьесу, содержание которой исключительно исчерпывается переодеванием.
Всем они в течение своей жизни были: и поборниками ежовой рукавицы, и либералами, и западниками, и народниками, даже «сицилистами», как теперь говорят.
Но нигде не оставили ни скрупула своей души, потому что оставить было нечего.
Всё их искусство всегда состояло в том, чтобы выждать потребный момент и как можно проворнее переодеться и загримироваться.
Словом сказать, это вполне оголтелые, в нравственном отношении, люди, - люди, у которых что ни слово, то обман, что ни шаг, то вероломство, что ни поступок, то предательство и измена."
Почему так?!
Почему умные волевые люди не делают должных выводов?
Почему терпят аки вечные терпилы, премудрые пискари?!
Почему не находят умных "техниццских" решений?!