Из записей 1984-го.
"23.12.84 - воскресенье
Вчера слушал воспоминания дочери Сталина.
Я никак не могу понять, как могут мои соотечественники спокойно размышлять на исторические темы: нам должно быть стыдно за свою биографию.
А между тем мало кто испытывает вселенскую тоску по этому поводу.
Бросают камни в Никитенко (историк литературы, цензор, профессор Санкт-Петербургского университета, действительный член Академии наук - прим. сегодня) за его "бесплодный либерализм".
Фарисеи!
24.12.84 - понедельник.
Вчера наконец-то начал перечитывать "Мёртвый дом".
"Кажется, со студенчества его не читал.
Написать бы "Записки из публичного дома" - повесть о сегодняшней России.
"...Глупый раздражителен и самонадеян".
Не надо ненавидеть.
Ненависть - чувство, заводящее в тупик, вынуждающее биться головой о стену безрезультатно.
Только доброта ведёт человека к истине.
Берегись зла. ???
26.12.84 - среда
Вторую ночь сплю по 3 часа, но энергии хватает для оптимизма.
Читаю книгу о великом
Старце Силуане Афонском.
Добрые чувства шлёт она.
Все вопросы по отношению к злу снимаются сами собой.
"Что есть грех в понимании христианина?
Грех, прежде всего, явление духовное, метафизическое.
Корни греха в мистической глубине духовной природы человека.
Сущность греха - не в нарушении этической нормы, а в отступлении от вечной Божественной жизни, для которой сотворен человек и к которой он естественно, т. е. по природе своей, призван.
Совершается грех, прежде всего, в таинственной глубине человеческого духа, но последствия его поражают всего человека.
Грех совершенный - отразится на душевном и физическом состоянии человека;
он отразится на внешности его:
он отразится на судьбе самого творящего грех;
он выйдет неизбежно за пределы его индивидуальной жизни и отяготит злом жизнь всего человечества, а следовательно отразится на судьбе всего мира.
Не только грех Праотца Адама имел последствия космического значения,
но и всякий грех, явный ли, тайный ли, каждого из нас отражается на судьбах всего мира.
Плотской человек, совершая грех, не ощущает в себе его последствий, как ощущает то духовный.
Плотской человек не замечает в себе перемены состояния после совершения греха, потому что он всегда пребывает в смерти духовной, потому что он не познал вечной жизни духа.
Духовный человек, наоборот, при всяком склонении воли своей на грех видит в себе изменение состояния в силу умаления благодати." (конец цитаты)
Хорошо сейчас мне.
На душе покойно.
И мысли, и чувства обращены к Добру."