«КОНСПИРОЛОГИЯ - ВЕСЁЛАЯ НАУКА ПОСТМОДЕРНА»
А. Дугин. Конспирология
(наука о заговорах, секретных обществах и тайной войне).
- М.: РОФ «Евразия», 2005.
Так озаглавил предисловие к новому расширенному изданию своей книги про науку о разнообразных «теориях заговора» известный философ и публицист Александр Дугин. Именно он первым ввёл в России понятие конспирологии, познакомив наших людей с её достижениями в других странах.
Отношение к конспирологии сложилось противоречивое.
Многие считают, что это полная чепуха, недостойная серьёзных рациональных умов, и любой намёк на тайные действия в политике вызывает реакцию как на нечто смешное. Есть и такое мнение, что конспирология - это элемент чёрной пропаганды, работающей над тем, чтобы любознательному обывателю заморочить голову. Но трудно отрицать то, что в политике нет секретов и тайн. Скорее просится противоположный вывод: именно из них она и состоит большей частью. Ведь большинство политических решений принимается за закрытыми дверями.
В 1997 г. в США вышел фильм о конспирологии - «Теория заговора» (с Мэлом Гибсоном и Джулией Робертс в главных ролях). Главный герой, вначале кажущийся психически нездоровым (он объясняет реальность через странные теории), потом оказывается изощрённо умным человеком, распутавшим клубок сложнейших тайн и интриг, составляющих суть современного американского общества. Многие смотрели сериал «Х-файлы», где агенты спецслужб Малдер и Скалли расследовали путаницу «заговоров».
Книга Дугина является первой попыткой проанализировать конспирологию как социологическое и культурное явление. Цель автора - описать некоторые закономерности конспирологического сознания, проследить логику наиболее типичных, ярких и показательных конспирологических теорий. Описание и разбор разных версий «теории заговора», подчас весьма необычных и странных, делают книгу занимательным чтением.
Очень интересны рассуждения автора о психологическом типе, характерном для представителей «секретных служб». Сотрудник спецслужб с первых шагов профессиональной деятельности живёт в двух уровнях социальной реальности - видимом для всех и тайном, скрытом от глаз «профанов» (или, по Дугину, «гиликов»). Каждое событие, каждый социальный факт, происшествие «посвящённый» (или «психик») трактует двояким образом, чему учатся постоянно и отчего их сознание раздваивается. Жить с раздвоенным сознанием, сохраняя психологическое здоровье, способен далеко не каждый, а потому на высоких должностях в спецслужбах могут работать только люди особого склада.
Но есть ещё «пневматики» - люди «утроенного сознания», способные работать с ещё более сложной системой интерпретаций. Это, по мнению автора, «самый редкий и малочисленный тип людей составляет основу сверхсекретных организаций, которые имеют дело с парадигмой парадигм…»
Предполагается, что организации «пневматиков» настолько закрыты, что информацию о них получить чрезвычайно сложно. Сам факт их существования подвергается сомнению, это считается «мифом», «домыслом», «легендой». И не лучший ли это способ засекретить свою деятельность, чем внушать мысль о собственном несуществовании? Говорят, главная победа дьявола как раз в том, что люди не верят в его наличие.
Конспирология - тема увлекательная, она будит воображение, позволяет усомниться в привычных объяснениях политической реальности, побуждая к новому её пониманию, насыщая её новыми смыслами и подозрениями. Но чрезмерное и некритическое увлечение конспирологическими идеями опасно упрощениями. Здесь, как и во всём, важно соблюдать меру.
Познать правду о действительности - задача для пытливых умов.
Может, в конспирологии много выдуманного.
Но, как говорится, сказка - ложь, да в ней намёк…
("Литературная газета", 2005 г.)