ПРОПОВЕДНИК НОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Владимир ПОЛЯКОВ
Фридрих Ницше - труднейший для понимания мыслитель. Но кто может сказать, как правильно понимать философов? Ницше можно толковать самым широким образом. Немецким солдатам выдавали книжечку, составленную на основе его «простого понимания». Пример наисложнейшего - двухтомник философа Мартина Хайдеггера, посвящённый одной только последней книге Ницше «Воля к власти».
Санкт-петербургское издательство «Владимир Даль» сделало любителям философии роскошный подарок, выпустив об этом великом мыслителе (серия «Мировая Ницшеана») книги М. Хайдеггера, К. Ясперса, К. Лёвита. Да ещё с замечательными статьями доктора философии Бориса Маркова и его собственной книгой - своеобразным путеводителем по лабиринтам мысли Ницше.
К. Лёвит. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении девятнадцатого века. Маркс и Кьеркегор. - СПб.: Владимир Даль, 2002. - 672 с.
К. Ясперс. Ницше. Введение в понимание его философствования. - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 628 с.
Б. Марков. Человек, государство и Бог в философии Ницше. - СПб.: Владимир Даль, 2005. - 788 с.
М. Хайдеггер. Ницше. Т. 1. - СПб.: Владимир Даль, 2006. - 604 с. Ницше. Т. 2. - СПб.: Владимир Даль, 2007. - 458 с.
Как сильно хотелось почитать этих последователей Ницше в 70-х, но если их и переводили тогда, то лишь «для служебного пользования». Книги самого великого Фридриха тоже были весьма труднодоступны. Он был и впрямь идейно вреден: порождал не только диссонанс с действительностью, но и сильнейший антикоммунизм.
Сегодня Ницше по-прежнему актуальнейший мыслитель. Особенно для России. Иногда мне кажется, что на самом деле он, высоко ценивший Ф. Достоевского, - русский философ. Именно в России, пережившей страшные трагедии XX века, накоплен тот бытийный опыт, позволяющий расшифровать загадки Ницше наиболее адекватно. Б. Марков подтвердил моё интуитивное ощущение: мнение, что Ницше - «самый русский» западный философ, возникло ещё при первом знакомстве с ним в России, когда у нас в начале прошлого века он, по сути, был переоткрыт для мира.
Работа Лёвита - первая в серии, призванной открыть основательно забытых философов XIX столетия и их идеи, а также напомнить о спорах, которые они вели между собой. Выдающегося мыслителя ныне оценивают по-всякому. Одни воспринимают его неким «либеральным ироником». Другие прочитывают как «обоснование необходимости открытой игры сил и борьбы за власть».
Ницше предсказывал: «С моим именем будет связываться воспоминание… о решении, предпринятом против всего, во что до сих пор верили, чего требовали, что считали священным… Ибо когда истина вступит в борьбу с ложью тысячелетий, у нас будут сотрясения, судороги землетрясения… какие никогда не снились. Понятие политики совершенно растворится в духовной войне, все формы власти старого общества взлетят на воздух - они все покоятся на лжи».
Ницше предвидел «европейский нигилизм», приведший к страшным мировым войнам, «каких ещё не было на земле».
«То, о чём я повествую, это - история ближайших двух столетий. Я описываю то, что надвигается, что теперь уже не может не прийти в ином виде: появление нигилизма». Это из предисловия Ф. Ницше к его «Воле к власти». Написанное 120 лет назад предсказание сбылось. Предполагаю, что и «духовная война» не за горами. Ибо в наш гиперинформационный век лживые формы власти всё в большей мере подвергаются разоблачениям, и недалеко время, когда ложь уже не удастся маскировать.
Демократия куёт массу, послушную «Большой Политике». Для Ницше это - «общеевропейское планирование с самым дальним прицелом, руководствовавшееся вопросом о грядущих господах земли. При этом он в первую очередь думал о России и Германии, а не об англо-американском мире. Новые господа земли должны «заменить Бога», в которого перестали верить массы». Не потому ли англосаксы и поспешили дважды жестоко столкнуть Германию с Россией, чтобы устранить набирающих силу соперников в борьбе за мировую гегемонию?
Книга «Ницше. Введение в понимание его философствования» учит адекватному прочтению книг философа. Он, как никто другой, считает Ясперс, подвержен опасности искажённого понимания. Ницше - «учитель медленного чтения». Он как филолог славил свою науку: «Она учит читать хорошо, то есть медленно, глубоко, забегая вперёд и возвращаясь назад, читать между строк, широко распахнув двери, чуткими пальцами и зоркими глазами».
Рассуждения о Ницше требуют изобильного цитирования. Которое Ясперс сравнивает с работой ювелира: надо «оправить драгоценные камни философских идей, а затем расположить их в таком порядке… чтобы, размещённые вместе, они стали больше, чем были по отдельности». Для точного понимания этого мыслителя нужно нечто противоположное буквальному прочтению его утверждений как последней заповедной истины - «терпение, обладая которым задаёшь всё новые вопросы, выслушиваешь новое и противоположное тому, что было только что сказано… Самопротиворечие есть основная черта мысли Ницше».
Противоречия эти неслучайны, ибо всё в мире антиномично, двойственно, и «предпочтение одной из двух взаимоисключающих возможностей - привычное читателю, соответствующее здравому смыслу и выявляющее противоречия, - есть ошибочное упрощение бытия».
По Ницше, человек проявляется в том, как он понимает. Потому мыслитель искал именно СВОЕГО читателя. Понимание Ницше - «отличие, которое надо заслужить». Он хочет иметь изгородь вокруг своей философии, «чтобы не вторглись в сады мои свиньи и гуляки». А потому гонит незваных гостей и неподходящих особ.
Так как сообщённая мысль неизбежно двойственна, Ницше требовал: «Наши высшие прозрения должны - и обязательно! - казаться безумствами, а смотря по обстоятельствам, и преступлениями…»
Когда книги Ницше назвали опасными, как динамит, с этим философ согласился.
Слава пришла к нему лишь после смерти. Ясперс задаётся вопросом: был ли Ницше понят так, как он хотел? И отвечает: едва ли кто осмелится определить это.
Задача в том, чтобы, осваивая Ницше, самому стать чем-то. Он требовал от читателей: «Лишь кто меняется, тот родствен мне душой». Понять его - значит пересоздавать себя, делая это постоянно, но никогда - окончательно.
Хайдеггер эпиграфом к своей книге взял слова Ницше об опыте, определяющем его же мышление: «Я нахожу жизнь… всё более таинственной: с того самого дня, когда сквозь меня прошла великая освободительница - мысль о том, что жизнь может быть экспериментом познающего». Эксперимент опасный, ведь познание в духе Ницше может завести в «бесконечные тупики» и свалить в пропасть. Сам он последние 11 лет жизни был тяжело болен психически (Ясперс, будучи ещё и психиатром, утверждает: болезнь обрушилась внезапно и не влияла на философствование).
Работа Хайдеггера посвящена последнему главному труду Ницше - книге «Воля к власти», изданной посмертно. Написана она сложным «хайдеггеровским» языком, трудно переводимым не только на русский, но даже и на немецкий. Но, продравшись сквозь дебри, видишь: усилия стоили того.
Непросто разобраться, что такое нигилизм. Ницше объясняет: «То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос «зачем?».
В мышлении Ницше понятие ценности чрезвычайно важно. Именно он, по мнению Хайдеггера, повлиял на то, что мы говорим теперь о «жизненных ценностях» народа, о «культурных ценностях» нации, о необходимости спасения «высших ценностей человечества». Но человечество, увы, в ХХ веке так и не нашло ответа на вопрос «зачем?». Плохо искали. Установки на удовольствия ориентировали на успех любой ценой и как можно скорее. Стремление к власти разрешало тотальные ложь и насилие. Элита не хотела утруждаться радикальными сомнениями - жаждала власти и наслаждений.
Прошлый век заставил сильно усомниться в ценностях мировой культуры. Не предотвратила она ни две страшные мировые войны, ни кровавые революции, ни терроризм… Коррупция тотальная, преступность, наркомания, пьянство… Нравственные принципы размыты… Миром правят отнюдь не самые культурные, а самые властные и богатые. Они нарушают общечеловеческие правила в той степени, насколько им позволяет их система ценностей. Более того, ради собственных корыстных целей они зачастую легко нарушают даже ими же установленные законы. Зато культурному человеку, соблюдающему все законы и правила, угрожает судьба социального аутсайдера. Ему обещают компенсацию в виде высокой духовности, самоудовлетворённости, порядочной репутации, но не изощрённая ли это уловка со стороны власть имущих?
Подобные вопросы взволновали Ницше ещё в XIX веке: «Скромным, прилежным, благожелательным, умеренным - таким вы хотели бы видеть человека? Хорошего человека? Но мне он представляется только идеальным рабом, рабом будущего».
Утверждают, что культура может исцелять людей. Но не оборачивается ли культура для масс культурой экзотерической, которую распространяют для того, чтобы посвящённые во властные тайны властвовали над массами? Пришло время радикально переосмыслить всю мировую культуру. Что-то не так в самом её основании. Необходима культура, в которой ум, честность, порядочность должны цениться в обществе намного выше, чем сейчас.
Ницше требовал полной переоценки ценностей. Он считал: «Нигилизм как психологическое состояние должен будет наступить, во-первых, после поисков во всём совершающемся «смысла», которого в нём нет: ищущий в конце концов падает духом. Нигилизм является тогда осознанием долгого расточения сил, мукой «тщетности», неуверенностью, отсутствием возможности как-нибудь отдохнуть, на чём-нибудь ещё успокоиться - стыдом перед самим собой, как будто самого себя слишком долго обманывал…»
Обманывал ищущий себя сам или его изощрённо-искусно обманывали? Надо ли виниться за ошибки, которые ты не мог не совершить? Ведь человек входит во взрослую самостоятельную жизнь с набором жизненных программ, которые сам и не осознаёт. Есть метапрограммы культуры, образования, религии… Которые в нас закладываются обществом с раннего детства. Действуют эти программы на каждого человека по-разному, но вот наступает момент, когда, как считал Ницше: «Чувство правдивости, высоко развитое христианством, начинает испытывать отвращение к фальши и изолганности всех христианских толкований мира и истории. Резкий поворот назад от «Бог есть истина» к фанатической вере «Всё ложно».
Для Ницше умер не Бог, а навязываемый миру его образ. «Выдрессированные цивилизацией люди, - точно заключает Б. Марков, - гуманизированный моралистами Бог стали обнаруживать явственные признаки деградации». Ницше мучительно искал решения, спасающие человечество от смертельных болезней. Л. Шестов (большой знаток Ницше) писал: «Всем можно пожертвовать, чтобы найти Бога».
Кто знает, может быть, русский атеизм и возник из-за неверия в Бога-Христа?!
И к этому атеизму вела правдивая русская литература, воспитывая отвращение к фальши. Без Бога тяжело, но лучше, чем с Богом, которому уже не веришь.
Читайте Ницше вместе с Хайдеггером и Ясперсом и благородно размышляйте над их текстами.