Российская элита - кто это? Сложности начинаются уже при определении термина. Он возник из французского elite - лучшее, отборное, избранное. Но кого можно и нужно называть элитой?
Считается, что это высший слой общества, состоящий из лучших людей в своей сфере деятельности. Есть мнение, что элита - прежде всего “правящий слой”, ибо властвуют всегда лучшие. Но есть возражения, что звания элитных заслуживают лишь люди нравственные, большого ума и высокого уровня ответственности.
По поводу “правящего слоя” возникает больше всего сомнений. Неужели Ельцин, Касьянов, Греф и есть наша элита?! Тогда немедленно возникает “богоборческая” реакция: если это ЭЛИТА, значит, мир попросту создан неразумно, и начинаешь сомневаться в благости мир творящего начала. Если элита такая, значит, все бессмысленно.
Тут что-то не так. Наверняка в “правящий слой” могут входить и дурные люди. Возможна патологическая псевдоэлита, патологическая политика, патологическая власть. И в противовес им - здоровая элита, здоровая политика, здоровая власть. Россия сегодня запуталась в этих сетях патологий.
Надо надеяться: в страданиях зарождается наша новая Элита. Настоящая, с большой буквы, а не “псевдо”, как теперешняя. Тогда обретают смысл кажущиеся издевательскими реформы, приватизация, олигархия и прочие гримасы постсоветской эпохи. Но если не зарождается?
Автоматически ли действует механизм элитного обновления? Возможно ли самоисцеление социума?
Если да, то почему в России нарушен механизм отбора лучших людей в Элиту? После долгих размышлений приходишь к выводу печальному - качественно действующего механизма этого и не было никогда!
Розанов великолепно высказал то, что многие боятся осознать:
“Разительную особенность и вместе главную почти трудность управления и направления русского общества составляет то, что оно слито из людей безграничной наивности и доверчивости - в одной и большой части, и из людей до последней степени циничных, - циничных старым закалом римского разврата: холодных, обманных, притворных, гибких. И что первая часть милых и прекрасных людей находится - уже с давних времен - в обладании и обмане у вторых. Эти последние ведут первых за нос: с таким видом, как ведут в Царство Небесное и к спасению. И эти, будучи “за-нос”, бегут к своей гибели, как именно к спасению”.
В этой цитате - один из ключей к пониманию России умом. Создать механизм элитного отбора - важнейшая задача для людей, стремящихся улучшить российское общество. Главная беда России - в ней действует система, отвергающая лучшие общественные элементы.
В конце XX века в России еще раз взорвалась система ценностей. Но, как ни покажется странным, она заслуживала быть взорванной! Как еще было заставить советских людей задуматься о Главном?!
В начале прошлого века Россия развивалась противоречиво: бурно в экономике, но переживая жесточайший духовный кризис. И тогда элита не смогла достойно ответить на вызовы времени. Не утруждалась заботами о совершенствовании человека и общества. Все ее помыслы устремлялись к деньгам и удовольствиям.
Элита тогда перестала “мерить себя особой мерой”, говоря словами Ортеги-и-Гассета. Кстати, он зря набрасывался на массы. Их “восстание” - лишь следствие деградации элит. “Тирания интеллектуальной пошлости”, о которой он печалился, возникает из-за несопротивления ей. Из-за несопротивления злу и глупости.
Ложная демократия возникает как болезнь в обществе, где элита не исполняет своих общественных обязанностей. Вообще-то, может быть, лучше всего элитократия.
1917-й можно рассматривать как реакцию на деградацию элиты. Восстание масс возможно лишь в обществе, где элита перестала быть солью нации. Дворянство в России уклонилось от общественного долга. По-кассандровски Достоевский кричал, пророчествуя беды России. Не обратили внимания. Дворянам одно оправдание - Элитой быть тяжело. Это постоянное служение потяжелей воинского. С жесткой самодисциплиной.
Похожее случилось в СССР. “Слабость системы советского типа, - считает доктор экономических наук А. Анисимов, - состояла не в том, что она мало производила товаров и услуг, а в том, что она оказалась неспособной воспроизводить собственную элиту… Конструкция системы рано или поздно должна была претерпеть мутацию. Элитарный слой РФ истощен”.
Элита должна взять на себя миссию Социального Творца, которая по определению трагична. Элитный человек должен жизнь строить аристократично, стремясь проявлять лучшие качества. Элита должна жить постоянно под высоким напряжением. Она должна избегать гедонизма как цели - это автоматически ведет ее к деградации. Элита всегда живет ТРУДНО.
Полезно, конечно, иметь эталонный образ элитного человека. Сегодня в мире преобладают ценности “нагло-сильного”. Люди восхищаются богатыми и властными, добивающимися успехов и славы. Но ведь это эгоисты, концентрирующие все усилия на достижении своих целей. Миру же нужны интеграторы, работающие на все человечество.
Ницше причиной нигилизма называл отсутствие высшего вида человека, чья мощь поддерживала бы в человечестве веру в человека, в XIX веке мир почти всеми высшими надеждами был обязан Наполеону. Когда нет образцов для подражания, труднее поддерживать оптимизм в себе. Ну не Ходорковский с Абрамовичем - лучшие люди!
Понятно, что псевдоэлита будет бешено сопротивляться любому обновлению. Очень уж ей хорошо живется при нынешнем порядке вещей.
Кто кандидаты в Элиту? Каковы критерии попадания? Наверное, это должны быть люди хорошо образованные, интеллектуально и нравственно развитые, психологически здоровые, эмоционально культурные. И обязательно волевые, энергичные.
Вопрос тут просится вроде того, что следователь задавал Раскольникову: как отличить элитных-то от неэлитных? Ведь если выйдет путаница и неэлитный возомнит себя элитным… Так это и происходит сегодня.
"Литературная газета", 30 июля 2003 года