«Поменьше политической трескотни» - сей ленинский завет запомнился сильно ещё со времён учёбы в университете. Совсем недавно он казался устаревшим, однако пришли дни, когда это опять, увы, актуализировалось. «Политическая трескотня» - так точней всего охарактеризовать то действо, что прошло во вторник в Государственной Думе под названием «Отчёт правительства о результатах работы в 2014 году».
Премьер Медведев целый час докладывал о больших успехах своего правления, которые долго надо проверять, ибо кто знает, как оно всё в нашем государстве на самом деле. Ведь мы ещё с советских времён знаем, как у нас власть способна сочинять достижения, которые есть лишь на бумаге.
Впрочем, премьер подстраховался: сразу же заявил, что ни разу за всю советскую и постсоветскую историю Россия не сталкивалась «с таким набором одновременных вызовов» - сразу двух внешних шоков: «резкого падения цен на нефть и беспрецедентно жёсткого санкционного давления».
Думающие люди пришли в изумление - да что за спичрайтеры у премьера! Неужели сейчас тяжелее, чем после мировых и гражданских войн, после революций, после распада СССР, неужели сам Медведев не помнит начало 90-х с 2000-процентной инфляцией и жуткой безработицей?!
После такого вступления слушать долгожданный доклад уже расхотелось. И походило сие чтение на времена пленумов ЦК КПСС, когда родилась шутка про генсека - «речи длинные, пустые». Неужто нельзя было просто распечатать текст и раздать депутатам заранее?
Депутаты, впрочем, в этом неинтересном фарсе играли тоже скучные роли. Вопросы они задали мелкие, пресные, будто специально кто-то дал им указание не будоражить ситуацию и потом, проверив, что хотят спросить, утвердил предложенное. КПРФ грозила задать жёсткие вопросы: «Разговор будет жёстким». В чём же проявилась эта «жёсткость»?!
В мягком упрёке, что не все сёла газифицированы, как обещал Медведев, будучи президентом? Так, тот сразу отпарировал: «Никто никогда не говорил, что газ будет в каждой деревне - это просто экономически нецелесообразно». Всем понятно? КПРФ ответ удовлетворил.
А нет бы напомнить премьеру, что в Европе, которую Россия снабжает газом, вопрос ставят иначе. Например, в Голландии газифицировано 99,9% территории. В странах Евросоюза уровень газификации приближается к 90%. Даже в постсоветском Узбекистане он достиг примерно 75%. А у нас и в областных городах люди живут без газа. Наверное, это тоже «экономически нецелесообразно».
Беззубым было и выступление главаря КПРФ Зюганова. Лишь как всегда ритуально обругал непрофессионализм «экономической команды» правительства: «Ну почему вы держите Ливановых, Уюкаевых? Не тянут они, ежу понятно». Но вот про Улюкаева выразился оригинально: «Такую костяную яичницу нёс, которую ни сварить, ни проглотить невозможно». Интересно, «яичницу» эту Зюганов сам выдумал или спичрайтер?
Чего же далее ждать российскому народу? Медведев призвал готовиться к новой экономической реальности и не питать иллюзий. Он опять отлил в граните: «Никаких иллюзий быть не должно». И пригрозил: «Жизнь будет проверять всех нас на прочность, что называется, «по полной программе». Ибо «цены на нефть сохранятся на экстремально низком уровне надолго». Забыл премьер, что в 2008-м, когда он был президентом, они опускались ниже 40 долларов (сейчас - 60), и тогда это не казалось «экстремальным».
Иллюзий мы давно уже никаких не питаем. А уж в отношении премьера и подавно. Его-то давно жизнь проверила «по полной программе», и мы увидели, что таким нельзя доверять руководство громадной страной. Почему им доволен президент - от этого вопроса народ во всё большем недоумении.
Отставки премьера с его экономической командой ждут давно - по-хорошему Медведева вообще нельзя было назначать главой правительства, но, видно, сего потребовали некие особенности национальной политики РФ. С таким премьером мы долго мирились, но делать это всё труднее.
При КПСС было легче смиряться, что народу ни на что невозможно повлиять в политике - её критически не обсуждали публично. А сейчас все смеются над премьером, но ничего не меняется. Над Хрущовым примерно так же смеялись в конце его власти. Мы даже в детсаду о нём рассказывали анекдоты. Но ведь его тогда вскоре сняли. А Медведеву - всё как с гуся вода.
Когда народ смеётся над властью, но на это не обращают внимания и правительство продолжает свою странно-чудную политику, в которой мало учитываются интересы большинства - вот это и возмущает обидно и сильно. Большинство народа живёт в ином пространстве, чем «властвующая элита». И с каждым днём пропасть между ними увеличивается. Анекдот вспоминается про времена КПСС. С трибуны съезда говорят: «Мы с каждым днём живём всё лучше!» В ответ голос из зала: «А мы?»
Стихами, что ли, надо про премьера сочинять памфлеты? Чтобы достучаться общественному мнению до президента. Чтобы его убедить в том, что никак нельзя оставлять на втором в громадном государстве посту человека, о котором сложилось впечатление как о гоголевском Хлестакове, у коего тоже была «лёгкость мыслей необыкновенная».
Всё более усиливается ощущение, что нынешний председатель правительства живёт в какой-то своей особой действительности, которая мало пересекается с реальностью, в какой пребывает большинство народа. Этот человек поиграл с переводом стрелок часов, переименовал милицию в полицию - может, уже для него достаточно? Народ хочет более эффективной для себя власти в стране.