Статья в "Литературной газете" из 2006 года - одна из лучших моих публикаций...
Вряд ли кто сможет оспорить правоту «теоремы Оруэлла», доказанную им в романе «1984», увы, и поныне «бессмертном»: «Кто контролирует прошлое, контролирует будущее, а кто контролирует настоящее, тот всевластен над прошлым». Вывод из этой формулы - чтобы влиять на будущее, надо как можно глубже изучать прошлое, продираясь сквозь наслоения из ошибочных выводов, умышленной лжи, дезинформации до настоящей правды. Нельзя прошлое позволять контролировать политикам. Нельзя доверять «бесспорным» «научным» выкладкам. В постижении истории, наверное, целесообразнее действовать методами следователя, пытающегося восстановить, насколько это возможно, ретроспективу произошедшего, идя по причинно-следственной цепочке связей событий, догадываясь о мотивах действующих лиц.
Ещё недавно многие советские люди рвались в авангард строителей якобы самого справедливого общества. Всех, кто не желал приспосабливаться к коммунистическим порядкам, сурово преследовали и жестоко наказывали. Но вот прошло всего лишь 15 лет, и, по сути, те же люди по богатству уже на равных с «акулами капитализма». Ещё недавно они твердили о необходимости диктатуры пролетариата, а теперь - ярые сторонники диктатуры денег.
Как же произошла эта фантастическая трансформация нашего государства, казавшаяся абсолютно невозможной ещё в том же 1984 году?! Объяснений предлагается в избытке, но все они не удовлетворяют, ибо часто концы с концами не сходятся, слишком много обнаруживается подгонов «под ответ».
Французский мыслитель Декарт учил сомневаться во всём. В постижении истории это должно быть обязательным правилом.
Богатую незаурядными мнениями версию изменений, произошедших в СССР, предложил Андрей Бунич. В книге «Осень олигархов. История приXватизации и будущее России» он пытается объяснить, как система коммуно-советской партхозноменклатуры превратилась в олигарх-плутократию. Его отец, известный экономист Павел Григорьевич Бунич, мог судить о происшедшем в стране по опыту делегата Съезда народных депутатов СССР и депутата Госдумы, он работал советником Горбачёва и Ельцина, с сыном они постоянно обсуждали все важнейшие события.
Автор разоблачает многие легенды и мифы о гибели СССР. Не было никакой «героической» борьбы с коммунистами кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС Ельцина. Сюжет фантасмагоричен чересчур: взобравшись с трудом на вершину организации, он вдруг начинает сражаться с ней? Не было и нет никаких либералов-реформаторов типа Гайдара. Его, редактора изданий ЦК КПСС «Коммунист» и «Правда», призвали во власть, чтоб он прикрыл исчезновение золотого запаса страны и уничтожил накопления народа. Не было «первоначального накопления капитала», «пропавшие» богатства просто передали назначенным «бизнесменам».
Мифы в изобилии сочиняли и прежде - при полном всевластии партии. Сталинская система строжайшего сверхконтроля и социалистической уравниловки - фикция. При жутком искажении информации и отсутствии статистики знания о реальных хозяйственных проблемах были ложными. Власть и тогда подкупала большие социальные группы (работников НКВД, бюрократию, военных, интеллигенцию). А теневая экономика, по сути, родилась вместе с революцией.
Расцвета она достигла при Брежневе. Приписки были во всех сферах - от Агропрома до Госкомнефтепродукта. Госбогатства тайно вкладывались в «дело» по всему миру, отчего реалии советской экономики искажались ещё больше. Где проходила граница между «административно-командной» и «теневой» системами, определит лишь тщательное следствие.
СССР, хотя и вступил в полосу постоянного кризиса, тем не менее мог бы существовать ещё неизвестно сколько, ибо запас его «политэкономической» прочности был велик. Но, как считает Бунич, в части номенклатуры, ориентированной на международные связи, росло недовольство невозможностью пользоваться накапливаемыми богатствами. Партийная верхушка начала постепенно готовиться к будущей приватизации. Потому не случайно бывшие коммунисты ныне стали успешными капиталистами.
Спонтанности в действиях «революционеров» было мало, если она и проявлялась, то скорее по сценарию. Разграбить государство демократическими способами невозможно. Потому и начали фарс «нанайской борьбы» между «реформаторами» Ельциным с Гайдаром и Верховным Советом, где Ельцин вёл себя как сверхтоталитарный лидер, готовый любыми путями добиваться своих целей.
Анализ Бунича хода приватизации наиболее интересен из всех предложенных версий.
Чтобы понять, как развивалась коммуно-советская система, считает автор, надо глубоко разобраться в сущности номенклатуры, чья история тоже сильно мифологизирована. То, чем она была на самом деле, таит множество тайн. КПСС состояла, прямо по формуле Оруэлла, из двух частей: многомиллионная «внешняя партия» и «внутренняя партия» - номенклатура, поделённая на несколько уровней. Реально абсолютными собственниками всего в СССР были лишь несколько сотен людей. Почему они завладели громадной властью и как сохраняли её - такие вопросы никто не задаёт, считается, что после исторической победы большевиков систему правления выстроили гениальные Ленин и Сталин. Можно принять и такую версию, но настоящий исследователь должен во всём сомневаться.
Например, надо глубже понять роль в истории СССР такой загадочной организации, как Коммунистический Интернационал, ныне редко вспоминаемый. Он объединял более 100 компартий и имел многочисленные «филиалы» - Профинтерн, Коминтерн молодёжи, МОПР, Крестьянский Интернационал, даже Спортинтерн (!) и другие.
Цель декларировали благую - «объединение рабочих всех стран в борьбе за свержение власти капиталистов и установление диктатуры пролетариата». Но какую тайную вёл войну Коминтерн против правительств многих государств, остаётся пока большим секретом, ибо документы долго были закрыты для изучения. Приоткрывает кое-какие тайны книга «Красная паутина: Тайны разведки Коминтерна. 1919-1943». Её авторы И. Линдер и С. Чуркин заглянули в самое интересное - деятельность спецслужб.
Секретные структуры Коминтерна не были связаны с ВЧК-ГПУ и разведорганами РККА. Они создавались и работали абсолютно конспиративно для подавляющего большинства руководителей других секретных служб. Резидентуры Коминтерна были отделены и от аппаратов компартий тех стран, куда направлялись эмиссары Отдела международных связей - конспиративного отдела Коминтерна. Его оперативное прикрытие осуществлялось через десятки международных организаций - конгрессы рабочих, крестьян, писателей, деятелей культуры, женские, молодёжные… Кто ж управлял такой перепутанной разветвлённой сетью?
А какая прорва денег требовалась! Где брали их? На родине мирового пролетариата - в России, обладавшей крупнейшим золотым запасом в Европе, треть его захватили большевики. Ещё они конфисковали огромную массу ценностей у населения.
Красный лорд (так его звали на Западе) Л. Красин создал систему советских коммерческих банков, служившую финансовым окном в мир. Она действует и теперь! Золото шло через «балтийский офшор». Миллиардер Хаммер вспоминал: «Ревель был одним из перевалочных пунктов в торговле с Россией, но большая часть поступавших в него из России товаров… представляла собой контрабанду: произведения искусств, бриллианты, платина…»
То же было в Хельсинки, Вильно, Риге. Главным образом там действовали агенты Коминтерна, возившие деньги якобы для мировой революции. Для чего на самом деле они предназначались?! В 1922 г. в Каунасе задержали купца Шпигельгласа с драгоценностями на десятки миллионов рублей, тот сознался, что они принадлежат Г. Зиновьеву, вождю Коминтерна. Такая вот открывается история КПСС…
Но ещё страшней воспринимается она со страниц книги крупнейшего историка С. Мельгунова «Красный террор в России (1918-1923)», в её новое издание включены ранее не публиковавшиеся в России очерки о руководителях ВЧК «Чекистский Олимп» и материалы из эмигрантской прессы. Автор показывает, что террор стал системой, организованной советской властью для устрашения. Даже если брать из обвинительных материалов только то, что можно подтвердить официальными признаниями и цифрами (из «Еженедельника ВЧК»), то уже от этого испытываешь жуткое потрясение.
Возглавлял кровавый террор Ф. Дзержинский, который почему-то ныне считается ни в чём особо не повинным, более того - им гордятся. М. Лацис писал в журнале «Красный террор»: «Не ищите в деле обвинительных улик о том, восстал ли он (арестованный) против Советов оружием или словом. Первым шагом вы должны его спросить, к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, какое у него образование и какова его профессия. Все эти вопросы и должны решить судьбу обвиняемого».
В этом суть красного террора. Убивали не за дела, а по классовому принципу. Уничтожали прежде всего русскую элиту, интеллигенцию. Это был партийно-групповой террор РКП(б).
Обычно в защиту большевиков выдвигают белый террор, который якобы и вызвал красный. Но Мельгунов доказывает, что это явление совершенно иное. Никогда в белом лагере не звучали призывы к систематическим официальным убийствам. И наоборот - именно местью за преступления большевиков объясняется реакция белых.
Трудно и тяжело составить настоящую историю России после всего, что произошло с ней и её народом с 1917 г. Слишком мощно поработала коммунистическая пропаганда, слишком много вброшено в оборот дезинформации и лжи. Непросто историкам, вскормленным на великом учении «марксизма-ленинизма», отказаться от прежней парадигмы и принять радикально иные исследовательские установки.
Одним из тех, кто первым пытался это сделать, был замечательный русский литератор и историк Вадим Кожинов. Его книга «Грех и святость русской истории» (куда вошли главные работы по отечественной духовной истории и малоизвестные статьи, разбросанные в прессе) с подзаголовком «Русский человек в поисках правды» - своего рода духовное завещание Кожинова.
Он считал происходящее в стране с 85-го года реставрацией того, что было погублено революцией. По его мнению, «движение назад» было и прежде, например в 37-м, «когда уничтожили основную гвардию революционеров». А революцию пытался объяснять «не только и не столько политически, сколько бытийственно и даже религиозно».
Поэтому он был даже отчасти снисходителен к Горбачёву, считая, что осуществлённый переворот был неизбежен. Но реставрация вовсе не возвращение к прежнему. Ибо царскую Россию «революция убила, а символически это выразилось тем, что был казнён без всякого суда глава государства - российский император».
Вадим Валерианович защищал слово «патриотизм» тогда, когда было принято его трактовать «прибежищем негодяев». Кожинов напомнил, что все великие писатели и мыслители были ярко выраженными патриотами. Он точно объяснил суть «демократов», презиравших патриотизм: «Человек истинно демократический просто не смог бы сделать в тех условиях такую карьеру, как, скажем, Ельцин или Гайдар, который при самом «застое» в возрасте 26 лет уже «пробился» вместе с таким же молодым Чубайсом в экономическую комиссию при Политбюро ЦК КПСС».
В книге «Революция и черносотенцы» Кожинов реабилитировал этих людей, до сих пор обвиняемых в «агрессивной реакционности». Но ведь откровенными черносотенцами были наши великие мыслители В. Розанов, П. Флоренский, С. Булгаков, художник В. Васнецов. Будущий патриарх Тихон руководил отделом «Союза русского народа» - в Ярославле и Владимире был во главе черносотенцев! Кожинов доказывал: «Все лучшие черты этих людей как раз и объясняются тем, что они были черносотенцами… Все они ясно понимали, что революция - это чудовищный катаклизм, который в конце концов ударит и по тем, кто её делает».
Был ещё замечательный патриот-публицист, предупреждавший о грядущей катастрофе российской, - Михаил Меньшиков, его «Письма к русской нации» журнал «Москва» выпустил уже четвёртым изданием. Страстный темперамент Михаила Осиповича часто уводил его в национальном вопросе за границу политкорректности, но трудно найти ещё такого писателя, столь горячо переживавшего за судьбу России.
Его статьи из «Нового времени» и поныне бередят душу. В них громадное число интересных суждений, заставляющих радикально иначе посмотреть на историю нашей страны. Прошло сто лет, но Россия вновь столкнулась с теми же проблемами, которые привели её в 17-м к катастрофе. Вот статья «Ни творчества, ни подражания» (30 марта 1913 г.):
«Наша крайняя незадачливость в политике - одинаково и внешней и внутренней - заставляет спрашивать: в чём же, однако, дело? В чём основной секрет этого странного неудачничества, слишком затяжного, чтобы не вызывать тревогу?.. Что сводит к жалким итогам энергию народа, его талант, здравый смысл и совесть?.. Что такое сила характера, которой иностранцы, несомненно, превосходят нас? Может быть, сила характера есть просто сгущение сознания, уплотнение идей до степени воли».
Этой силы характера, помыслов, делающих мощной волю, людям российским прежде всего сегодня и не хватает. Чтоб вновь сделать сильной страну, чтобы гордиться её победами, а не плестись в хвосте мировой политики и не держать в бедности свой народ при растущем числе миллиардеров.
Меньшиков был хороший человек, многодетный отец. Говорят, всякий раз после рождения ребёнка он ставил граммофонную пластинку с «Аве Мария», выпивал бокал шампанского и плакал. В 18-м на глазах маленьких детей его расстреляли чекисты, преступлением стали его статьи.
Политика - жестокое и страшное, чрезвычайно сложное и запутанное явление. Понимать её адекватно умеют немногие, хотя судят о ней, насмотревшись ТВ, как и о футболе, едва ли не все.
Петербургский исследователь Сергей Переслегин претендует на профессиональное понимание политических процессов. В книге «Самоучитель игры на мировой шахматной доске» он предлагает свой весьма оригинальный метод объяснения происходящего на планете. В его основе - модные ныне различные геополитические теории.
Признаюсь, сколько ни читал о них, никак не могу понять, почему географии придаётся такое громадное значение. Конечно, местоположение страны в мире играет важную роль, но, наверное, едва ли не большее влияние на политику оказывают экономика, психология, этнология, аксиология - наука о ценностях и даже лингвистика, потому можно и нужно вводить понятия «экополитика», «психополитика» и т.п. Но почему в фаворе оказалась именно геополитика?!
Тем не менее в книге Переслегина читатель найдёт много интересной, пусть и спорной информации - от «стратегии чуда» до «восьмиконтурной модели психики» Т. Лири. Играть в политику научиться по «Самоучителю» можно, но вряд ли он поможет побеждать в настоящей политике. Да и ясности в постижении происходящего не добавляет. Скорее ещё больше запутывает.
А так хочется максимально правильно понять прошлое и настоящее, чтобы способствовать лучшему будущему.
Владимир ПОЛЯКОВ.
Андрей Бунич. Осень олигархов: История приХватизации и будущее России. - М.: Яуза, Эксмо, 2005. - 448 с.: ил.
И. Линдер, С. Чуркин. Красная паутина: Тайны разведки Коминтерна. 1919-1943. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 688 с.: ил.
С.П. Мельгунов. Красный террор в России (1918-1923). Чекистский Олимп. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 352 с.: ил., портр. - (Белая Россия).
Вадим Кожинов. Грех и святость русской истории. - М.: Яуза, Эксмо, 2006. - 480 с. - (Русская правда).
М.О. Меньшиков. Письма к русской нации /Сост., вступ. статья и примеч. М.Б. Смолина. - 4-е изд. - М.: Изд-во журнала «Москва», 2005. - 560 с. - (Пути русского имперского сознания).
Сергей Переслегин. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. - М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2005. - 619 c.