555. Столетию вождя - 100 ударных постов

Aug 03, 2006 15:00

"Независимая газета" сообщила: "Коммунисты решили положить на алтарь своей предвыборной борьбы 100-летний юбилей главного лидера страны 60-80-х годов - генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева. Парламентская кампания партии пройдет под знаком разоблачения мифов, сложившихся в обществе о так называемой эпохе застоя. К 19 декабря подготовлена огромная программа, утвержденная президиумом ЦК КПРФ и разосланная на днях в регионы."
Решение, на первый взгляд, глупое, но блеф может и удасться.
Надо бы хорошо разобраться с этим временем, ведь оно - один из ключей к дешифровке и пониманию времени нынешнего. Судьбу страны во многом сегодня определяют те, кто взрослел в "эпоху Брежнева".

Дмитрий Галковский недавно начал эту важную тему, но разговор сошёл на обсуждение РПЦ и Николай Романова, а нынче как раз важнее обсуждать, как жили "товарищ Брежнев и его Центральный Комитет". И как они влияли на страну и людей.

К началу генсекства Брежнева страна подошла в бодром настроении. СССР обладал мощным вооружением, включая ядерное, считался мировым лидером в освоении космоса, неплохими темпами развивалась промышленность и строительство, рос престиж как высшего так и любого другого образования. Для "строительства коммунизма" надо было развивать "материально-техническую базу". Стране требовалось большое количество инженеров и техников. Пропаганда успешно преподносила "великие достижения" СССР как доказательство торжества "коммунистической идеи", разработанной великими Марксом и Лениным. В детстве я гордился, что живу в лучшей стране мира. А тут ещё и наши хоккеисты стали постоянно побеждать, казалось, ещё немного, мы догоним и перегоним Америку и станем чемпионами мира во всём.
Все трудности казались временными и преодолимыми. Мука, картофель по талонам - ничего, скоро будет всего вдоволь. В магазинах можно было купить многие продукты, масло, мясо, сыр были доступны и в провинции. С каждым годом покупались новые для дома вещи - велосипеды, потом мотоцикл, далее ещё один с коляской, стиральная машина, холодильник, мебель - жизнь становилась всё лучше и веселей.

Мы учились старательно, в классе было много отличников, ибо поколение внуков победителей Войны оказалось весьма способным к учёбе. Да и учителя, получившие образование в 40-60-х, были педагогами весьма неплохого качества, получив "посвящение" от вузовских преподавателей высшей школы, сформированной ещё до революции.
Мотивация к учёбе была действенной - хорошо учись и всё у тебя в жизни будет хорошо: и с душой, и с мыслями, и с делом, и с деньгами, и с квартирой, которую государство тебе обязательно предоставит.

Фильмы показывали душевные с симпатичными героями. Например, Николая Рыбникова - "Высота", "Весна на Заречной улице", "Девушка без адреса"... Чистые отношения между парнем и девушкой, бескорыстные дружба и любовь, ударная работа, за которую портреты победителей в социалистическом соревновании помещают на Доску Почёта. В общем - всё к лучшему в этом лучшем из всех коммунистическом мире...

Вступление в комсомол в 14 лет я рассматривал как важное событие - туда принимают только достойных, кто хорошо учится и активен в общественной жизни. Не примут - позор. Приняли с почётом - в горкоме ВЛКСМ, в красивом здании бывшей городской Думы. Но постепенно, классе в 9-м, когда уже начинаешь внимательней наблюдать за взрослой жизнью, стали замечаться "фрагменты" абсурда. Сейчас уже трудно точно вспомнить, в чём это выражалось конкретно. Стала казаться фальшивой назойливая идеологическая пропаганда по телевидению. Всё чаще замечались расхождения между официальными словами и делами. Но казалось, что это лишь отклонения от настоящего ленинизма, которые со временем исправятся. Великое учение Ленина мной не подвергалось в школе сомнению - пропаганда со мной доверчивым поработала эффективно.

Мы азартно играли тогда в КВН, достаточно смело иронизируя над "общественными недостатками". Критиковать в духе журнала "Крокодил" можно было, а больше, вроде, и не требовалось. Подражали телевизионному КВН, тогда более популярному, чем сейчас. Болели за любимые команды, как в футболе и хоккее.
В общем, за детство счастливое наше - спасибо, родная страна!

Школа закончена отлично, далее надо реализовать давнюю мечту о том, чтобы стать журналистом. Замыслил я об этом в 8-м классе, выписывал журналы "Журналист" и "Рабоче-крестьянский корреспондент", сотрудничал с городской газетой, выписал из МГУ по почте литературу для поступления на журфак, набрал на экзаменах 24 балла из 25 и стал студентом, как мне казалось, лучшего вуза страны - настоящего Храма Знаний.

Сразу же смутил контингент студентов. Преобладали дамы, а у меня в группе вообще ужас - два парня и 18 девиц. Многие уже в возрасте - доходило аж до 27 лет. Преподавание показалось сразу же каким-то неээфективным. Скучные лекции по истории КПСС, теории и практике партийной печати, более-менее казались нестандартными лекции Прохорова по "Введению в специальность". Семинары были скучнее, чем школьные уроки, проходили заформализованно и абсолютно неинтересно.

Но главное - другое. Я вдруг с ужасом обнаружил, что мои школьные знания, весьма приличные, что доказали вступительные экзамены, совершенно не нужны в вузе! Ещё хуже - не нужны абсолютно рационализм и рациональный подход к проблемам, выработанный на уроках математики, физики, химии (а я ещё был и шахматистом). Требовалось совершенно другое. Что? Способность "изучать" то, что казалось весьма сомнительным (история КПСС), "небрезгливо" проглатывать пропагандистские штампы, развивать способность к двоемыслию - думать одно, а говорить другое - и тому подобное.

Кто-то к этому был уже хорошо подготовлен и выполнял задания по развитию "фарисейства" в себе спокойно и иронично.
Я же начал задумываться...

Брежнев, комсомол, блеф, воспоминания

Previous post Next post
Up