И плохое, и хорошее.
Вспоминаю 91-й. Я был простым корреспондентом в городской газете. И предлагал всякие идеи редактору-сверстнику, как улучшить газету и соответственно её финансовое состояние - бесполезно. По разным причинам. В конце концов возмечтал о главредстве в независимой газете, тогда это стало возможным. На паях с дамой-предпринимателем создали газету "Авось". Потому что на авось. Когда уходил из "районки", редактор стращал меня полным банкротством, на что пришлось ответить, что в этом случае приползу на коленях с просьбой вернуть в штат.
Но уже через пару месяцев газета имела 5-6 тыс. экз. тираж (в городе - ок. 150 тыс. нас.), а ещё через месяц, когда главред "районки" пошёл на повышение в область, часть коллектива газеты предложила мне баллотироваться на его место. Я согласился и победил на выборах. Но большая часть "творческих работников" приняла меня в штыки - "что может быть доброго от недавнего рядового корреспондента?" А тут ещё Гайдар через месяц отнял все деньги, полученные за большую подписку.
Я оказался без денег на счету, без бумаги, зато со злой оппозицией. В конце концов свёл концы с концами, но перенапряжение обернулось "отёком Квинке" (врач сказал, что можно было и концы отдать). Коллектив отнёся к проблемам просто: "ты начальник - ты и переживай". Ещё немного помучавшись, я подал в отставку и продолжил прерванный выпус своей газеты, где было и интересней, и денежней, и спокойней.
Всё, вроде бы, ничего, но доходы были всё же не таковы, чтоб можно было перейти на компьютерную вёрстку, да ещё типография находилась в соседнем Владимире, что делало большими транспортные расходы. А на компьютеры слюни текли... Как-то поехав в областную газету, увидел их в действии - и взалкал!
Полтора часа обратной дороги размышлял над задачкой - и решил: сразу же в мэрию к мэру! (А у меня были с ним непростые отношения, ибо я по нему постреливал из газеты.)Захожу и быка за рога:
- Надо редакцию городской газеты оснащать компьютерами.
- Давай помогай. (А я тогда одновременно со своей газетой работал завотделом городской.)
- Вот если б я стал редактором...
- Подумаю. Завтра дам ответ.
А дело в том, что имевшийся редактор сильно злоупотреблял спиртным, чем всех достал. Потому моё предложение оказалось ко времени. И на следующий день мэр приехал в редакцию с решением о моём назначении (хозяином газеты была городская администрация). Так я во второй раз стал редактором городской газеты. Но к тому времени у неё появился конкурент (газета, основанная директорами городских заводов), где платили больше, поэтому "злая оппозиция" ушла туда. В "районке" же недоставало людей (ответсеком стала машинистка!)и у неё были большие убытки, которые покрывала мэрия.
Мне удалось несколько выправить её финансовое положение за счёт организации отдела рекламы и привлдечения её в немалом объёме. И тогда я предложил мэру те деньги, которые были заложены в бюджете на помощь газете, потратить на кокупку редакционно-издательского комплекса. Уговорил. Купили. Газета стала оперативней и симпатичней. Дела пошли в гору ещё круче.
Через полгода я случайно попал на парламентские слушания по газетным проблемам. Выступил почти случайно. Председателю Союза журналистов Всеволоду Богданову понравилось моё выступление, и он предложил мне выступить на съезде Союза с докладом о региональной прессе. А чего не выступить!
Всё шло хорошо.
Кроме двух пунктов. Я, как чудак, стеснялся назначать себе зарплату, сильно отличавшуюся от других работников (а я имел право на такое назначение)- не хотел прослыть хапугой. Потому зарплата была хорошей, но небольшой. И второе - стало скучно в "районке". Ибо тираж увеличивать было сложно - он был уже 40.000. Я начал экспансию в область, но с городской газетой это было сложно делать, хотя удалось добавить ещё 3000.
А тут случайно подвернулась через друга возможность стать редактором газеты Аграрной партии в Москве - и я уехал...
И мораль. Мне говорили, что городская газета не может быть прибыльной - я сделал (правда, экономя на фонде зарплаты, но зато с абсолютно белой бухгалтерией!). Сделал, потому что амбициозен был и целеустремлён. Потому что люблю газетное дело и выполнять обязанности главреда особенно. Ибо редакторство - это несколько иное, чем просто журналистика. Это вроде дирижёрства - слышишь всё произведение и раскладываешь его по партиям, чтобы в итоге оркестр звучал качественно. В профессии редактора много чего, о чём логично и не рассказать. На концах пальчиков делается газета...
До сих пор ценю решимость мэра, решившего вопрос за 24 часа и назначившего редактором человека, его много раз сильно публично критиковавшего.
Такие вот дела были.