А.С. Панарин в "Искушении глобализмом": "Проблема цивилизации, подвергающейся натиску больших педантов пользы - вчера коммунистических, а сегодня рыночно-капиталистических, состоит одновременно в том, чтобы защитить и внутренний мир личности и внешний мир культуры, позволив этим мирам развиваться, не оглядываясь поминутно на функциональные критерии и не примиряясь заранее только к ним."
Но основа нашей цивилизации - "коммерческо-утилитарная", в ней мало ресурсов для противостояния этому натиску.
В Православии, правда, есть противовесы "функциональным" критериям. В русской культуре сильная ориентация на "нефункциональные" критерии. Человек, воспитанный в русской классической культуре, действует часто интуитивно-спонтанно, подчиняясь не "пользе", а по внутреннему чутью "что такое хорошо".
В этом великое достоинство русской культуры.
Рациональный утилитаризм порождает тоталитаризм. Всё подчиняется критериям пользы. Опьянение утилитаризмом.
"Польза" побеждает совесть. "Нравственное помешательство" - отсутствие стыда: всё позволено ради пользы. Людей пытаются совращать бесстыдством. Искушение бесстыдством. Например, через искусство.
Свободой больше пользуются бесстыдные. "Подпольщики" теневой политики и экономики. Безнравственные выигрывают в игре "Польза". У шулеров всегда на одну стратегию больше. "Денежно-утилитарная элита". Которая пока явно побеждает "интеллектуально-духовную элиту".
Деньги как оружие. Общество можно понять, лишь поняв суть денег. Метафизика денег.
Негодяйство как раковая опухоль общества.
Диктатура злого ума. К сожалению, очень многие уверовали в его вечную власть. Потому смирились с ней.
Доказать обратное чрезвычайно сложно.
Общественная жизнь в РФ - антиэстетична.