В последние два дня со мной случилось какое-то небывалое погружение в хореографию (на фоне одержимости оперой): дебют Кристины Шапран в «Ромео и Джульетте», пересматривание «Большого балета», а теперь вот «Соло для двоих». О нем собственно речь и пойдет.
Я шла на этот вечер без каких-либо ожиданий (стараюсь так делать чаще, только вот выходит не всегда), но сердце, наверно, само готовилось к большому прощанию. Проект «Соло для двоих» по словам создателей готовился давно, существует второй год и за это время претерпел изрядные изменения: в нем теперь соединены две независимые работы каждого из танцовщиков и одна общая, которая изначально была в программе.
Танцевальной пары Осипова-Васильев для меня нет уже давно, уже почти стерлись из памяти волнительные «Дон Кихоты» и «Лауренсии», «стояния у служебок», сумасшедшие восторги от искрящейся энергии. Самое время задуматься, а было ли все это на самом деле?
Для меня оно безусловно было, потому что я помню. Или хочу помнить. У меня нет ни одной задокументированной хоть как-нибудь секунды тех времен, но это все очень глубоко в моем сердце. Опять же потому, что я этого хочу, потому что это моя мечта. И с каждой мечтой рано или поздно нужно расставаться. Сегодняшний вечер позволил сделать это красиво.
Первым номером шел балет Аластера Марриотта (само имя-то видали, ух как парень себя накрутил!), весьма претенциозного английского хореографа, с названием, которое с тем же успехом могло быть чем угодно другим. Короче, «Zeitgeist» или «Дух времени». Поскольку оно все же такое, как есть, то я пыталась развинтить его себе как только могла. Удовольствия это доставило мне чуть менее, чем ноль, а до истины так докопаться и не удалось. В общих чертах (в моем понимании) это относится к любому временному периоду, который для человечества может хоть что-нибудь значить в силу совокупности признаков. Тут и небольшими намеками конфликт «личность-масса», немного о гендерном, хотя это, пожалуй, наименее затронутое. В конечном итоге я уловила, что это балет о вечной контроверсии, которая и есть дух любого времени, потому что от противостояния рождается дискурс, а оттуда мысли и все прочее. Все это было исполнено с большим пафосом и авторитетными танцовщиками - Осипова и Уотсон. Музыка, сам Бог велел, Филипп Гласс, на фоне - индустриальные световые узоры, время от времени немного смахивающие на изображения нервных клеток и процесс передачи нервного импульса. Хореография более чем вторична, я даже ее не отличу. Абсолютно пустая вещь с сосредоточенно техничной Натальей.
В середине вечера развернулся старый, но свежий как постиранные носочки, исторический миф о глубокой и затяжной конфронтации Моцарта и Сальери. Я буду тут говорить с небольшим апломбом, ибо недавно мною была прочитана книга, и, надо сказать, весьма успешно. Свою версию происходящего, явно навеянную фильмом «Амадей», явил нам Владимир Варнава, зачем-то взявший с собой Ваню Васильева. В своем стиле, если это так можно назвать, эксперимента с пластикой, он - Володя, попытался коротенечко нам показать суть противостояния великих. Она оказалась проста: у Моцарта был исключительный дар, которого не было у Сальери, тоже не последнего композитора в свое время, а наоборот весьма востребованного и почитаемого. Сальери в исполнении Варнавы невротичной тенью следует за Моцартом - дурачком и увальнем, кудрявым беззаботным мальчишкой. В одно из первых появлений как раз звучит наизнаменитейшая ария Фигаро «Non più andrai, farfallone amoroso…», переведенная в русскую «нетленку» как «Мальчик резвый, кудрявый..». Особый экстаз в исполнении Васильевым был достигнут на фразе «Cherubino alla vittoria: alla gloria militar!», что бы это не значило (подумал Ваня). Не обошлось без смешных штук вроде Васильева, фальшиво распевающего «Lacrimosa» в стакан: видать, эволюция метода «петь в ведро» (по Цою), без заказных прыжков «для Ванечки», которые ему ставили всегда и везде, идя у него на поводу, то есть более менее ровный номер. Развязка «по Варнаве» у этой истории проста: Сальери обзавидовался и плюнул в Моцарта ядом, от чего тот тут же помер. Возможно, хореограф действительно между строк имел в виду, что Моцарта в какой-то степени сглазил завистник, но это уже я люблю домысливать за других. Балет был смешной - это сомнению не подлежит, можно было лучше и интереснее - да тоже вроде очевидно, все это абсолютно под стать Ване Васильеву - кто ж будет спорить.
Завершала вечер совместная работа «легендарной пары, которой нет». Сразу хочу сказать, что я на этот балет не транслирую те немногочисленные подробности личной жизни танцовщиков, которые случайно мне стали известны. Пусть это все останется за скобками.
Если представить (а это нетрудно), что первый и второй балеты - это то, чем сейчас живут Иван и Наталья, то последний - их прошлое как сценических партнеров. Драматичный трайбал-дэнс на латиноамериканскую музыку - ничего не припоминаете? Был давеча у них концертный номер на музыку, кажется, Америго и Масело Чиерво, звался «Кантатой», обладал «драматическим накалом». Здесь же история покинутой на свадьбе невесты, которая не долго думая, «порешала» жениха, чему рада была несказанно. Главная героиня безусловно Она, Наташа, с самого начала мы следим как она ждет свадьбы, подпрыгивает в длинной белоснежной юбке, которая ей очень идет, потом мы наблюдаем, как она сначала самозабвенно оплакивает расстроенную свадьбу, а затем страстно разделывается с тем, что осталось от жениха. Вышел балет о типичной манипулятивной и эгоцентричной, но слегка наивной и провинциальной героине. Все это мы уже видели в других ролях Наташи, все видели в других ролях Вани. Здесь они верны тому, с чего начинали, здесь вроде есть и искры, простые герои, жесткие и стремительные движения, дурашливость, все это давно воплощено и отсмотрено.
Звучит мой отзыв в защиту этого вечера весьма неубедительно. Почему? Потому что я не защищаю эти опусы как хореографический текст. Это для меня совсем другое. Возможно, не только для меня. Эта пара, их танец - моя мечта, которая давно сгинула. У меня не было возможности с ней проститься, а она была одна из самых первых, а значит и самых ценных. «Соло для двоих» - коммерческий продукт, не лишенный попытки показать что-то новое. Но для меня это в первую очередь большой прощальный вечер, чтобы вспомнить все и ни о чем больше не пожалеть, чтобы заглянуть в лицо мечте и похоронить ее. Я не станцую на ее могиле трайбл-дэнс, не пролью слез - прах уже давно развеян по ветру, а я живу совсем другими вещами. Просто иногда необходимо оглянуться и сказать «Прощай». Я очень хотела попрощаться.
30.07.2015 "Соло для двоих", Михайловский театр