Предпосылки золотого цунами.

Jan 13, 2009 00:25


Есть, пожалуй, некий смысл начать заканчивать рассказ о том, как люди гибнут за металл. Хотя бы с тем, чтобы начать новую серию баек. /Анонс: «Как поступить плохо и хорошо?»/
Итак, мы остановились на 1492. Что произошло в этом году напоминать, наверное, не надо. Можно только остановиться на причинах. Досточтимый Фердинанд II обладал феерически загребущими руками. Будучи по рождению наследником арагонского престола, он поимел в хронологическом порядке:
Сицилию (1468), Кастилию (1474), Гренаду (1492), Руссильон (1493), Канарские о-ва (1495), Наварру (1509), Неаполь (1504)
Но, такому человеку мелочиться не пристало, и, поэтому, по Тордесильясскому договору (1494) получил, ни много ни мало, ровно половину мира: Все, к западу от 49°32’56” з. д. (Восточную демаркацию провели только 35 лет спустя)

К тому моменту как к этому великому, и, можно смело сказать, долгорукому человеку, на огонек с классической просьбой дать денег заглянул Христофор Доменикович Колумб, (незадолго до этого уже пытавший, но не испытавший счастья при португальском и английском дворах), Фердинанд уже имел огромную армию и специальные налоги на ее содержание. После завершения реконкисты просто взять и распустить всю это команду по домам, было уже никак не возможно. Так что, несмотря на первоначально прохладное отношение Фердинанда к Христофору Домениковичу, денег последний все-таки получил, с задней мыслью первого превратить реконкисту в просто конкисту и сплавить все реконкистадорскую братию подальше, за океан. Затея, как известно, удалась на сто процентов. К моменту завершения Тирольской реформы, и через два года после смерти Фердинанда, Кортес двинулся в Мексику. А еще через несколько лет конкистадоры уже во всю промышляли в Центральной и Южной Америках.

image Click to view



Изрядно отличился Писарро, который между 1531 и 1535гг. захватил империю инков. Что Кортес, что Писарро, так сказать, удачно зашли. (Видимо поэтому они более других конкистадоров укрепились в истории). Что же именно нашли означенные товарищи:
Мексиканское месторождение Пахука (Сьерра Мадре Восточная): Разрабатывается с 1522 г. Главная жила прослежена более чем на 15 км и достигает мощности 4.8 м. Параллельные жилы образуют систему, связанную диагональными ветвями. Со времени открытия этого месторождения здесь добыто около 40 000т серебра. На каждые  200т  серебра приходится   1т золота,  т.  е.  соотношение  золота к серебру 1:200. Еще более привлекательное месторождение нашлось близ Гуанахуата, где с 1543 г. разрабатывается месторождение Вета-Мадре (материнская жила, исп.): жила прослежена на 25 км, мощность жилы достигала 20 м; Среднее содержание серебра в руде достигает 400 - 500 г/т, золота 10-12 г/т. Интенсивное оруденение развито на протяжении 5 км и представлено рудными столбами (бонанцами) длиною 200 - 400 м в местах интенсивного
дробления.

Южноамериканские месторождения приурочены к вулканогенным породам, которые прослеживаются вдоль Анд почти на 6000 км в Боливии, Перу, Чили. Представлены они золото-серебряными жилами, а также сульфидными рудами, образующими обогащенную золотом зону окисления. Здесь в Андах на высоте 4200 м в 1545 г. было открыто знаменитое месторождение серебра Потоси. Это месторождение с 1545 г. дало 30 тыс. т серебра и является самым крупным производителем серебра в мире. Руды представляют смесь серебряных с медными. Многие жилы обнаруживали резкие первичные изменения, переходя на глубине в богатые медные жилы. Мощность жил от 1 м до 5 см, по форме они сложные, сетчатые, минимальная протяженность наиболее продуктивной части рудоносной зоны на гребне горы Серро-Рико 350 м.

На территории Перу разрабатывались месторождения Серро-де-Паско, Морокоча и др. Рудоносные жилы Серро-де-Паско представлены в основном сернистыми соединения серебра, содержащими серебро 8 - 9 кг/т; зона свинцовых минералов с содержанием серебра от 1 до 5 кг/т. С глубиной жилы переходят в медные.
По окончании военных действий против индейцев, некоторые из которых так и не догадались изобрести колеса, испанцы начали энергичную добычу золота в завоеванных странах. На картах территорий, где золота или серебра не ожидалось, делались пометки: «Земли, не приносящие никакого дохода». Центральная и Южная Америка заняли в этот период первое место в мире по добыче золота. Дальнейшие изыскания в Южной Америке продолжали обогащать испанскую казну плоть до начала сезона революций в этих краях в 1850-х гг.

Экономические следствия открытий этих копий с содержанием серебряных руд по 8000-9000 г/т и золотых 10-12 г/т не замедлили сказаться.
В конце XV в. наиболее крупной серебряной монетой в Испании был реал. Масса этой монеты, составляла около 3,34 г, диаметр 27 мм, т. е. она была чуть меньше пражского гроша. Когда же из Нового Света стало поступать много серебра (пока еще награбленного, а не добытого из рудников), в Испании стали чеканить восьмиреаловые монеты в 26,7 г. То есть, практически совпадала с богемским талером. И чеканка успешно была поддержана прекращающимся потоком серебра и золота из Нового Света. Испанская казна просто пухла от стремительно растущих запасов. Кто сказал стабфонд?!?! Особенно заметен этот рост со времени завоевания Мексики, т. е. с XVI в.
С 1492 по 1546 г. количество золота и серебра, привезенных в Европу, вдвое превысило то их количество, которое к этому времени находилось в европейских государствах. К концу XVI в. оно должно было в 5 раз превышать все запасы, которые находились в европейских государствах к началу XVI в. По приблизительным подсчетам, количество золота, попавшего в руки испанцев еще до начала разработки золотых рудников - при покорении Мексики, Перу и других территорий, достигло 53т. В той или иной мере все это золото было перечеканено в монеты на монетных дворах, основанных именем испанского короля прямо при рудниках нового света.

Король Испании Карл I (он же - император «Священной Римской империи» Карл V) в 1535 г. издал указ об открытии монетного двора в Мехико. Через год там стали чеканить монеты достоинством от 1/4 до 4 реалов. В XVIII в. все добываемое в Мексике серебро перечеканивалось на монетном дворе в г. Мехико, обозначение этого монетного двора давалось на оборотной стороне монограммой «М». Позднее эта монограмма давалась только на монетах, которые чеканились из серебра месторождений Пахука и Реаль дель Монте, расположенных наиболее близко к г. Мехико. Южно-Американское серебро перечеканивалось в монету в г. Сант-Яго, знак монетного двора - S перед номиналом монеты. И с декабря 1546 г. в Потоси, где монетный двор чеканил монеты с буквой Р, а затем с монограммой из переплетения букв Р и S.

До середины XVIII в. рудники Потоси давали около половины мировой добычи серебра, и в 1650 г. в городе насчитывалось более 160 тыс. жителей. Но в связи с активной  эксплуатацией и истощением месторождений к концу XVIII в. начался упадок Потоси.

А за ним и бодро последовал упадок Испании.

В очередной раз здесь процитируем Маркса: «Если бы Испания никогда не владела рудниками Мексики и Перу, то ей никогда не понадобился бы хлеб из Польши». Уже упомянутый в начале раздела Карл V, как известно, был скорее более голландцем, нежели испанцем. И, объединив под своей властью владения обоих ветвей Габсбургов, он немедленно даровал ушлым голландским и фламандским купцам все привилегии купцов испанских. Вот тут-то невероятный испанский стабфонд, при пособничестве ушлых нидерландцев, и накрыл всю Европу серебряно-золотым цунами как слон моську.
Описание последствий цунами в следующей части.

люди гибнут за металл

Previous post Next post
Up