С чего начинается музыкальное развитие, как Вы думаете?
Можно предположить, что с изучения нот. Но это не так. Изучение нот не может быть отправной точкой. И может являться скорее музыкальным образованием, нежели музыкальным развитием.
А разве одно от другого отличается, спросите Вы?
Конечно, отвечу Вам я!
Музыкальное образование - это чудесно и может быть прекрасным дополнением к музыкальности, которую необходимо развивать, в противном случае - это истории из области "потратила много лет на музыкальную школу, с тех пор к инструменту не подхожу". Таких историй море, поэтому я пишу эти мысли, которые, возможно, помогут кому-то переосмыслить некоторые вещи.
Так как же можно развивать музыкальность?
Есть две новости: хорошая и плохая. С какой начнем? Давайте сразу с обеих, поскольку обе эти новости звучат одинаково: музыкальность развивается средой.
Что в этом плохого? Плохо то, что если этой среды нет, то ее придется создавать, при желании развивать музыкальность, конечно же, если такого желания нет, то и создавать ничего не надо:) Хоть зазубрись нотами, толку от этого не будет.
А что хорошего? А хорошо в этом то, что среду можно создавать даже если Вы сами не имеете музыкального образования и Вам кажется, что от музыки Вы далеки. Кстати, основная идея занятий в
виртуальной школег именно в возможности создавать музыкальную среду дома. Это и огромное количество музыки для слушания, и обращения к собственным архетипическим истокам в ритмических заданиях и большое внимание голосу - инструменту, который во все времена сопровождал человеческую жизнь. Сегодня мы забыли об этом. И вместо того, чтобы музыкальное творчество наполняло нашу жизнь так, как это происходило испокон веков, мы стремимся начать с систематизации.
Так почему же изучение нот нельзя называть музыкальным развитием и чем музыкальное образование хуже?
Не хуже, друзья мои, а просто несколько другое. Можно прекрасно говорить, но не уметь читать правда? Можно уметь читать, но не уметь говорить. И то, и другое, в целом, делают картину несовершенной. Но! Умение говорить и умение читать - это все-таки разные навыки.
Ноты - это то, что придумали для того, чтобы как-то упорядочить музыкальный язык. Причем музыкальный язык настолько богат, что нотация и по сей день претерпевает изменения. Чтобы записывать аутентичную фольклорную музыку семи нот не хватит, и даже двенадцати, которые есть в нашем темперированном строе, тоже не хватит. Она намного богаче!
Так случилось, что у нас произошел виток спирали и мы сейчас вернулись к тому, что, собственно было, много много веков назад, только несколько на другом уровне. Когда-то музыка, сказки, истории - все, что можно произносить устно - передавалось из уст в уста. И чтобы сохранить это люди придумали запись. Сначала это была запись слов, а позже появилась и нотная запись. Конечно, учеба и образование, в том числе музыкальное, требовали освоения того, что уже было создано в прошлом. Поэтому изучение нотной грамоты было чрезвычайно важным. Ведь услышать созданное прежде было невозможно, если его не прочесть и не воспроизвести.
Сегодня многие, не зная нот, умудряются называться музыкантами. Работают, и часто успешно, в музыкальной индустрии. Почему? Потому что сегодня с наличием звукозаписи на различные носители мы как будто вернулись в то время, когда музыка передавалась из уст в уста, только теперь это имеет всеобъемлющий характер, ведь мы можем услышать то, что делают в Африке, Латинской Америке или Индии, не пересекая океан, сидя у себя дома.
Другое дело - это музыка, которую сложно воспроизвести со слуха, не видя перед собой нотного текста. И такой музыки тоже очень много! Это уже следующий шаг, шаг осознанный и требующий отдельного внимания. Но начинаться музыкальное развитие с этого шага не должно, это искусственно и далеко от самой музыки.
Резюмирую эти свои мысли следующим образом:
Изучение нот - это ключ к прочтению нот, но не пониманию музыкального языка. А музыкальность - это скорее понимание музыкального языка.